г. Тюмень |
|
6 апреля 2018 г. |
Дело N А45-13243/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай" на решение от 05.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В.) и постановление от 21.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Полосин А.Л.) по делу N А45-13243/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай" (630553, Новосибирская область, с. Новолуговое, ул. Лесная, д. 50, ИНН 5433121692, ОГРН 1035404349210) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836) о признании незаконными действий по принятию на учет недвижимого имущества.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Новосибирского района Новосибирской области, администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Суворова О.В.) в заседании участвовали представители: от общества с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай" Волков О.В. по доверенности от 15.12.2017, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Гурина Е.А. по доверенности от 05.10.2017, от администрации Новосибирского района Новосибирской области Мельников С.Е. по доверенности от 09.01.2018.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай" (далее - ООО "Иня-Алтай", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - управление, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по принятию на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных по ул. Лесная, 50 в селе Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Новосибирского района Новосибирской области и администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением от 05.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ООО "Иня-Алтай" требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, обе судебные инстанции не применили положения части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации что привело к неправильно принятым решениям.
Кроме того, ООО "Иня-Алтай" утверждает, что решение управления о постановке на учет бесхозяйного имущества нарушает права общества и порождает спор между обществом и администрацией Новосибирского района, у которой отсутствуют полномочия совершать действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории другого муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Новосибирского района, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, муниципальное образование Новосибирский район Новосибирской области в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в управление с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов, расположенных по адресу: ул. Лесная 50, с. Новолуговое, Новосибирский района Новосибирской области: жилой дом, площадь 455,3 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:93; гараж для тракторов, площадь 130,4 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:94; здание нежилое, площадь 540,7 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:95; здание РТМ, площадь 1244,8 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:96; здание нежилое, площадь 3440 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:97; здание нежилое, площадь 469 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:98; бычатник, площадь 377, 9 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:99; кормцех, площадь 331, 3 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:100; здание нежилое, площадь 539 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:101; арочный склад, площадь 760 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:102; здание нежилое, площадь 540,7 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:103; телятник откормочный, площадь 709,6 кв. м, кадастровый номер 54:19:140101:105; коровник, площадь 992,6 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:106; коровник, площадь 970,4 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:107; телятник откормочный, площадь 699,3 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:108.
Указанные объекты недвижимого имущества приняты управлением на учет в качестве бесхозяйных объектов, о чем 01.10.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи.
ООО "Иня-Алтай", ссылаясь на то, что действия регистрирующего органа по принятию на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 (далее - Порядок N 701), установлено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Из содержания пунктов 3 и 4 Порядка N 701 следует, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; правовая экспертиза документов; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление), в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 7 Порядка N 701 предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению, а пунктом 14 Порядка N 701 установлено, что решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с пунктами 15, 17 Порядка N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения ЕГРП, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной Порядком N 701 форме.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что администрацией Новосибирского района 10.08.2015 представлены в управление заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных по ул. Лесная, 50 в селе Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области, а также полный пакет документов, согласно которым указанные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственного и муниципального имущества и отсутствуют сведения о регистрации права собственности на данные объекты недвижимости.
Учитывая изложенное и руководствуясь упомянутыми нормами материального права, а также частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обе судебные инстанции сделали правомерный вывод, что регистрирующий орган, приняв на учет в качестве бесхозяйных заявленные администрацией Новосибирского района объекты недвижимости, не нарушил требования Закона N 122-ФЗ и Порядка N 701.
Доводам заявителя о том, решение управления о постановке на учет бесхозяйного имущества нарушает права общества и порождает спор между обществом и администрацией Новосибирского района, у которой отсутствуют полномочия совершать действия по постановке на учет этого имущества, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку выводов двух судебных инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13243/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что администрацией Новосибирского района 10.08.2015 представлены в управление заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных по ул. Лесная, 50 в селе Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области, а также полный пакет документов, согласно которым указанные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственного и муниципального имущества и отсутствуют сведения о регистрации права собственности на данные объекты недвижимости.
Учитывая изложенное и руководствуясь упомянутыми нормами материального права, а также частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обе судебные инстанции сделали правомерный вывод, что регистрирующий орган, приняв на учет в качестве бесхозяйных заявленные администрацией Новосибирского района объекты недвижимости, не нарушил требования Закона N 122-ФЗ и Порядка N 701."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф04-1001/18 по делу N А45-13243/2016