Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф04-1001/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А45-13243/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Волкова О.В. по доверенности от 20.04.2016 (на 3 года),
от заинтересованного лица: без участия,
от третьих лиц: Администрации Новосибирского района Новосибирской области: Мельникова С.Е. по доверенности от 03.10.2017 (на 1 год),
Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 октября 2017 г. по делу N А45-13243/2016 (судья Шашкова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай" (ИНН 5433121692, ОГРН 1035404349210, 630550, с. Новолуговское, Новосибирская область, ул. Лесная, 50)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836, 630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28)
третьи лица: 1) Администрация Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33А)
2) Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630553, с. Новолуговское, Новосибирская область, ул. Андреева, 57)
о признании незаконными действий по принятию на учет недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай" (далее - ООО "Иня-Алтай", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по НСО, Управление) о признании незаконными действий по принятию на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов недвижимого имущества, расположенных по ул. Лесная, 50 в селе Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Новосибирского района Новосибирской области и Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - третьи лица).
Решением от 05.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Иня-Алтай" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что судом первой инстанции ошибочно дана оценка обстоятельствам отсутствия у общества документов о регистрации прав на спорное имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект недвижимого имущества само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом.
Общество представило доказательства открытого владения спорными объектами и наличие правопритязаний на спорные объекты.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу третьи лица считают доводы общества несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу от Управления Росреестра по НСО в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлены.
Представитель общества в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации Новосибирского района Новосибирской области возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в своем отзыве на нее.
Управление Росреестра по НСО и Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления и Администрации Новолуговского сельсовета.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование Новосибирский район Новосибирской области в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в Управление Росреестра по НСО с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов расположенные по ул. Лесная 50 в с. Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области:
- жилой дом, площадь 455,3 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:93;
- гараж для тракторов, площадь 130,4 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:94;
- здание нежилое, площадь 540,7 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:95;
- здание РТМ, площадь 1244,8 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:96;
- здание нежилое, площадь 3440 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:97;
- здание нежилое, площадь 469 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:98;
- бычатник, площадь 377, 9 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:99;
- кормцех, площадь 331, 3 кв.м, кадастровый номер 54:19:140101:100
- здание нежилое, площадь 539 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:101;
- арочный склад, площадь 760 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:102;
- здание нежилое, площадь 540,7 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:103;
- телятник откормочный, площадь 709,6 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:105;
- коровник, площадь 992,6 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:106;
- коровник, площадь 970,4 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:107;
- телятник откормочный, площадь 699,3 кв.м., кадастровый номер 54:19:140101:108.
Указанные объекты недвижимого имущества приняты Управлением Росреестра по НСО на учет в качестве бесхозяйных объектов, о чем 01.10.2015 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи.
Ссылаясь на то, что действия Управления Росреестра по НСО по принятию на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов недвижимого имущества являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что общество не располагает документами о регистрации за ним прав в отношении спорных объектов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей устанавливает Порядок, утверждённый приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 (действовавший в период спорных правоотношений) (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; правовая экспертиза документов; внесение записей в ЕГРП о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление), в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 8 Порядка заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122- ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 Порядка решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной данным Порядком форме (пункты 15, 17 Порядка).
Как следует из материалов дела, 10.08.2015 Администрацией Новосибирского района Новосибирской области в Управление Росреестра по НСО представлены заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных по ул. Лесная, 50 в селе Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области.
Администрация представила в Управление полный пакет документов.
Согласно представленным документам указанные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственного и муниципального имущества.
Сведения о регистрации права собственности на данные объекты недвижимости также отсутствуют.
При таких обстоятельствах Управление, приняв на учет в качестве бесхозяйных спорные объекты недвижимости, не нарушило требований Федерального закона N 122-ФЗ и Порядка.
Довод заявителя о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости не может являться основанием для признания этих объектов бесхозяйными, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право собственности на спорные объекты недвижимости за обществом не зарегистрировано, сведения о праве собственности на данные объекты в ЕГРП отсутствуют.
В обоснование заявленных требований общество указывало, что спорные объекты были внесены Сучковым А.И. в уставной фонд ООО "Иня-Алтай" в качестве взноса.
Как правомерно указал суд первой инстанции, указанным доводами в совокупности с иным документами была дана оценка в рамках рассмотрения Арбитражным судом Новосибирской области дел, в том числе дела N А45-8908/2016.
По делу А45-8908/2016 суды отказали в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными сообщений Управления Росреестра по НСО от 15.03.2016 N 001/579/2015-387, 388, 389, 390, 391, 392, а также об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности общества на объекты недвижимого имущества.
Определением от 14.08.2017 N 304-КГ17-10326 Верховный Суд Российской Федерации отказал ООО "Иня-Алтай" в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В рамках дела сделан вывод о невозможности государственной регистрации объектов недвижимости, внесенных в уставной фонд ООО "Иня-Алтай". В материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности спорного недвижимого имущества Сучкову А.И., без которых государственная регистрации права ООО "Иня-Алтай" невозможна в силу закона.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что основания для отказа в принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости у Управления отсутствовали.
Заявитель считает, что Управление Росреестра по НСО при принятии на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов недвижимости должно было установить фактических владельцев (собственников) этого имущества.
Между тем, для того, чтобы суд признал данное обстоятельство нарушающим права и законные интересы заявителя, этот заявитель должен как минимум представить документальное подтверждение того, что право собственности на эти объекты принадлежит именно ему.
В противном случае отсутствует одно из условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, необходимых для признания действий Управления незаконными.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции принял правомерное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что обществом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 октября 2017 г. по делу N А45-13243/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иня-Алтай" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13243/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф04-1001/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ "ИНЯ-АЛТАЙ", ООО Представитель "ИНЯ-АЛТАЙ" Машинистова Е.В.
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрацию Новосибирского района Новосибирской области, Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Волков Олег Валентинович