г. Тюмень |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А27-20898/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Кузбассэнерго - Региональные электрические сети" на решение от 12.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 09.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-20898/201 по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Кузбассэнерго - Региональные электрические сети" (650099, г. Кемерово, ул. Островского, д. 11, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 5, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Другое лицо, участвующее в деле, - Бродеска Светлана Николаевна.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Шикин Г.М.) в заседании участвовали представители: от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Кузбассэнерго - Региональные электрические сети" Лисий О.С. по доверенности от 28.10.2016, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Моисеева Т.Ю. по доверенности от 20.03.2018 и Бердников Е.А. по доверенности от 22.12.2017.
Суд установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Кузбассэнерго - Региональные электрические сети" (далее - ПАО "МРСК Сибири", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) от 30.08.2017 по делу N 122/03-АДМ-2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бродеско Светлана Николаевна.
Решением от 12.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ПАО "МРСК Сибири" требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, в действиях общества отсутствует событие вменяемого антимонопольным органом административного правонарушения, поскольку возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, предусмотрена подпунктом "г" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, и положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Кроме того, ПАО "МРСК Сибири" указывает, что вопросы, связанные с качеством электрической энергии, не являются объектами антимонопольного регулирования и контроля, в связи с чем управление не вправе делать какие-либо выводы в названной части; субъектом ответственности за передачу потребителям электрической энергии ненадлежащего качества является гарантирующий поставщик (ОАО "Кузбассэнергосбыт") - организация, осуществляющая продажу энергоресурса, а не общество, имеющее статус территориальной сетевой организации, в связи с чем оспариваемое постановление антимонопольного органа подлежит отмене, как принятое с нарушением положений статей 3, 21, пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ, пунктов 7, 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки заявлений Бродеско С.Н., жителей поселка Таргай, сел Малиновка, Юрьевка и Нижние Кинерки Новокузнецкого района Кемеровской области управлением сделан вывод о наличии в действиях ПАО "МРСК Сибири" признаков нарушений требований пункта 3, подпунктов "а" и "г" пункта 15, пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
По итогам рассмотрения материалов дела N 122/03-АДМ-2017, возбужденного в отношении ПАО "МРСК Сибири", антимонопольным органом вынесено оспариваемое заявителем постановление от 30.08.2017 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 3 Правила недискриминационного доступа установлено, что сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Из содержания подпунктов "а", "г" пункта 15 Правил недискриминационного доступа следует, что сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони; в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключаемся договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор. Так, для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 N 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.
В соответствии с пунктом 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт "г"); контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункт "м"); проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункт "о").
Пунктом 9 раздела IV Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года: допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Пункт 10 раздела IV Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусматривает постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что допущенные ПАО "МРСК Сибири" нарушения требований пункта 3, подпунктов "а" и "г" пункта 15, пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа подтверждены многочисленными ответами общества в адрес потребителей, обратившихся с жалобами на ненадлежащее качество потребляемой электрической энергии.
Утверждению заявителя о том, что антимонопольный орган не уполномочен осуществлять контроль за соответствием качества электрической энергии требованиям технических регламентов дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь названными нормами права, статьей 1.5, частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьями 71, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого антимонопольным органом административного правонарушения и отсутствии оснований для признания оспариваемого им постановления незаконным.
Несогласие заявителя с выводами двух судебных инстанций со ссылкой на иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о нарушении судами норм права и не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20898/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 N 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.
...
Пунктом 9 раздела IV Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года: допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Пункт 10 раздела IV Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусматривает постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2018 г. N Ф04-1149/18 по делу N А27-20898/2017