г. Тюмень |
|
7 июня 2018 г. |
Дело N А70-9620/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания" на решение от 19.10.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 23.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-9620/2017 по заявлению акционерного общества "Тепло Тюмени" (625023, город Тюмень, улица Одесская, 5, ИНН 7203420973, ОГРН 1177232016510) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тюменской области (625003, город Тюмень, улица Хохрякова, 10, ИНН 7202022112, ОГРН 1027200853316) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители: от акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания" Артамонова Е.В. (доверенность от 16.02.2018), от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тюменской области Миляева Н.С. (доверенность от 12.01.2018).
Суд установил:
Акционерное общество "Тепло Тюмени" (далее - АО "Тепло Тюмени", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2017 N 117-08-2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением от 19.10.2017 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного АО "Тепло Тюмени" требования отказано.
Согласно решению единственного акционера общества от 03.11.2017 N 4 и записи Единого государственного реестра юридических лиц от 15.11.2017 изменено наименование АО "Тепло Тюмени" на акционерное общество "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания" (далее - АО "УСТЭК", заявитель, общество).
В кассационной жалобе и дополнении к ней АО "УСТЭК", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленного обществом требования и прекращении производства по административному делу.
По мнению заявителя, судами неправильно применены положения части 5 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что привело к незаконному привлечению общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за результаты деятельности его правопредшественника.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, до 2014 АО "Тепло Тюмени" являлось самостоятельны юридическим лицом, в 2014 году присоединено к ОАО "СУЭНКО".
С 01.06.2017 АО "Тепло Тюмени" в связи с реорганизацией в форме выделения является самостоятельным юридическим лицом, к которому перешли все права и обязанности, вытекающие из договоров, заключенных ПАО "СУЭНКО" в связи с осуществлением деятельности в сфере теплоснабжения на территории г. Тюмени.
Таким образом, АО "Тепло Тюмени" согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) и свидетельству о регистрации опасных производственных объектов от 02.03.2017 N А57-01219 является эксплуатирующей организацией опасных производственных объектов по утвержденному перечню, в числе которых указана система теплоснабжения города Тюмени, с III классом опасности.
Проведенной Прокуратурой Тюменской области проверкой установлено, что в нарушение абзаца 4 части 1 статьи 18 Закона N 116-ФЗ и части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99) у ПАО "СУЭНКО" отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности.
Заместителем прокурора Тюменской области вынесено постановление 09.06.2017 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое передано в управление.
По результатам рассмотрения данного дела управлением вынесено оспариваемое заявителем постановление от 29.06.2017 N 117-08-2017.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 статьи 20 Закона N 99-ФЗ действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в том числе, в связи с прекращением деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности).
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов от 02.03.2017 N А57-01219 ПАО "СУЭНКО" является эксплуатирующей организацией опасных производственных объектов, в числе которых системы теплоснабжения города Тюмени с III классом опасности.
При этом ПАО "СУЭНКО" не имело лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В соответствии с передаточным актом от 08.02.2017 к АО "Тепло Тюмени" перешли права по договорам аренды на тепловые сети, здания ЦТП, КРП, ТП, котельных, теплообменников, технологическое оборудование и их составляющие, расположенные на территории города Тюмени, на эксплуатацию которых необходимо получение соответствующей лицензии.
Согласно части 5 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
Руководствуясь названными нормами права и принимая во внимание отсутствие у общества лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.10.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9620/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 статьи 20 Закона N 99-ФЗ действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в том числе, в связи с прекращением деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности).
...
Согласно части 5 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2018 г. N Ф04-1405/18 по делу N А70-9620/2017