г. Тюмень |
|
5 июня 2018 г. |
Дело N А27-19449/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 (судьи Фертиков М.А., Жданова Л.И., Павлова Ю.И.) по делу N А27-19449/2017 по иску комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка (654080, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Франкфурта, дом 9А, ОГРН 1094217012284, ИНН 4217121181) к обществу с ограниченной ответственностью "Контакт" (654027, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Сибиряков-Гвардейцев, дом 2, офис 210, ОГРН 1164253050114, ИНН 4253032307) о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки.
Суд установил:
комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Контакт" (далее - общество) о взыскании 136 995 руб. 47 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 08.04.2009 N 05-2045, за период с 02.03.2016 по 31.12.2016, 5 192 руб. 39 коп. неустойки за просрочку оплаты за период с 02.04.2016 по 31.12.2016.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.11.2017 исковые требования удовлетворены. С общества в пользу комитета взыскано 136 995 руб. 47 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды от 08.04.2009 N 05-2045 за период с 02.03.2016 по 31.12.2016 и 5 192 руб.
39 коп. неустойки за просрочку оплаты за период с 02.04.2016 по 31.12.2016. С общества в доход федерального бюджета взыскано 5 266 руб. государственной пошлины за рассмотрение спора судом.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 решение суда от 10.11.2017 изменено, по делу принят новый судебный акт. С общества в пользу комитета взыскано 82 056 руб. 67 коп. задолженности по арендной плате по договору за период с 02.03.2016 по 31.12.2016, 7 766 руб. 66 коп. неустойки за просрочку оплаты за период с 02.04.2016 по 31.12.2016, всего 89 823 руб. 33 коп. С общества в доход федерального бюджета взыскано 3 593 руб. государственной пошлины. С комитета в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что применение уровня инфляции к арендной плате, установленной исходя из новой кадастровой стоимости, возможно только к году, следующему за годом установления новой кадастровой стоимости. При этом комитет ссылается на пункт 2.5 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 (далее - Порядок N 47), предусматривающий применение в формуле расчета арендной платы произведения коэффициентов инфляции, установленных на каждый год, начиная с 2010 года. Также комитет ссылается на то, что разъяснения об определении арендной платы за земельные участки на основании кадастровой или рыночной стоимости с учетом индексации платы на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, даны в Обзоре судебной практики N 2(2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015. (далее - Обзор судебной практики N 2(2015)).
Кроме того, кассатор приводит доводы о том, что в соответствии с пунктами 2.9, 2.9.1 Порядка N 47 при расчете арендной платы за 2016 год подлежал применению коэффициент перехода (Кпр) в связи с тем, что размер арендной платы, определенный по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, утвержденной решением комитета от 25.11.2015 N 4-2/3904, более, чем в 1,129 раза меньше размера арендной платы, рассчитанного на 2015 год от кадастровой стоимости.
Комитет привел в кассационной жалобе расчет арендной платы, подлежащей уплате ответчиком за период 02.03.2016 по 31.12.2016 без учета коэффициентов инфляции, но с применением коэффициента перехода, на сумму 319 200 руб. 44 коп.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Учитывая надлежащее извещение общества о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие его представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что в кассационной жалобе отсутствуют доводы относительно взысканной апелляционным судом суммы пени, и обществом в этой части постановление апелляционной инстанции не обжаловано.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Новокузнецка (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью ИК "Сити-Трейд" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 08.04.2009 N 05-2045 (далее - договор, договор от 08.04.2009 N 05-2045), по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает на основании распоряжения Главы города Новокузнецка от 06.04.2009 N 1249 в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 42:30:0501001:0098, площадью 2364 кв. м под проектирование и строительство здания торгового комплекса по проспекту Шахтеров в микрорайоне "А" Новобайдаевского жилого района в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка в границах, указанных в кадастровом паспорте, выданном Территориальным отделом N 11 по городу Новокузнецку Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
Согласно пункту 1.2 договор является одновременно актом приема-передачи земельного участка.
Земельный участок передается в аренду сроком до 01.04.2010 (пункт 2.1 договора).
По истечении срока действия договора аренды, если ни одна из сторон не заявила о расторжении договора, договор считается возобновленным на неопределенный срок (пункт 7.4 договора).
Размер, порядок и сроки внесения арендной платы установлены на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.02.2008 N 37 "Об утверждении Временного порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 N 221, от 11.12.2008 N 547) (пункты 3.1, 3.2, 3.3 договора).
Изменение размера арендной платы производится арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия законов и иных актов уполномоченных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, устанавливающих или изменяющих порядок расчета и (или) размер арендной платы и (или) земельного налога с момента принятия указанных актов. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 10-го числа текущего месяца (пункты 3.5, 3.6 договора).
На незавершенный строительством объект (кадастровый номер 42:30:0501001:5100), расположенный на спорном земельном участке, 02.03.2016 зарегистрировано право собственности общества.
С 31.12.2009 комитет является правопреемником Управления по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Новокузнецка по всем правам обязанностям последнего.
Ссылаясь на неисполнение обществом обязанности по внесению арендной платы за пользование земельным участком, являющимся предметом договора от 08.04.2009 N 05-2045, комитет направил ему претензию от 21.07.2017 об оплате задолженности в сумме 600 955 руб. 13 коп. и неустойки в сумме 32 101 руб. 08 коп.
Согласно расчету (протокол определения) размера арендной платы по договору от 08.04.2009 N 05-2045 размер арендной платы определен комитетом за период с 02.03.2016 по 31.12.2016, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 387 330 руб. 16 коп., с применением коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка и коэффициентов уровня инфляции с 2010 года.
Неисполнение арендатором требований претензии послужило комитету основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
По предложению суда первой инстанции комитетом представлены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0501001:0098, действовавшей в спорном периоде, которая утверждена решением комитета от 25.11.2015 N 4-2/3904 по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кемеровской области по состоянию на 01.08.2014, и составила 1 912 000 руб.
На основании полученных комитетом сведений им уменьшены исковые требования из расчета арендной платы, рассчитанной за спорный период с применением кадастровой стоимости в размере 1 912 000 руб., коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка и коэффициентов уровня инфляции с 2010 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Порядком N 47 и исходил из доказанности наличия и размера задолженности и нарушения обществом срока внесения арендных платежей.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция исходила из отсутствия оснований для расчета арендной платы на 2016 год, исчисляемой от кадастровой стоимости, установленной с 01.01.2016 с применением коэффициентов инфляции, утвержденных на 2010-2016 годы.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 73), к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку спорный земельный участок относится к категории публичных земель, с учетом вышеприведенных правовых норм стоимость аренды земельного участка является в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ регулируемой ценой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, установленные Постановлением Правительства РФ N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. Принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае правила определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (за исключением города Кемерово) и предоставленных в аренду без торгов, утверждены Порядком N 47.
В формуле расчета арендной платы, установленной в пункте 2.5 Порядка N 47, предусмотрено использование значения кадастровой стоимости земельного участка с увеличением ее на значение произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции установлено, что решением комитета Кемеровской области от 25.11.2015 N 4-2/3904 утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков, которая применяется при расчете арендной платы с 01.01.2016.
С учетом действующей в спорном периоде новой кадастровой стоимости земельного участка общества комитетом уменьшены исковые требования.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, то есть является экономической составляющей.
Следовательно, ее изменение отражает, в том числе и те экономические процессы, которые характеризуются изменением коэффициентов инфляции, в связи с чем является правомерным и обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что коэффициенты инфляции подлежат применению с года, следующего за годом введения в действие новой кадастровой стоимости.
Таким образом, руководствуясь принципами экономической обоснованности, предсказуемости арендной платы за земельные участки публичной собственности, установленными Постановлением Правительства РФ N 582, исходя из понимания и экономического значения коэффициента уровня инфляции, заложенного в Порядке N 47, как применяемого в целях актуализации размера арендной платы и возможности учета изменения кадастровой стоимости, принимая во внимание изменение последней в отношении спорного земельного участка с 2016 года, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае коэффициенты инфляции подлежат применению с года, следующего за годом введения в действие новой кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2017.
Поскольку коэффициент инфляции позволяет скорректировать размер арендной платы вследствие инфляционных процессов, то апелляционный суд правильно указал, что неприменение коэффициентов инфляции в году, следующем за годом установления нового размера арендной платы, обусловлено тем, что в предыдущем году (в году установления новой кадастровой стоимости) произошла актуализация кадастровой стоимости земельного участка и в следующем году эта стоимость отвечает текущему экономическому моменту.
Приведенные в кассационной жалобе доводы комитета эти выводы суда апелляционной инстанции не опровергают.
Ссылка заявителя жалобы на разъяснения, данные в Обзоре судебной практики N 2(2015), не исключает выводов суда апелляционной инстанции о неприменении в спорном периоде коэффициента инфляции при расчете арендной платы, поскольку данные разъяснения даны по вопросу определения арендной платы за земельные участки на основании кадастровой или рыночной стоимости с учетом индексации платы на размер уровня инфляции, в ситуациях отсутствия изменения кадастровой стоимости в отчетном периоде.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции необоснованно не рассмотрена необходимость применения в расчете арендной платы коэффициента перехода, при наличии к тому оснований, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку впервые этот довод комитетом заявлен только в кассационной жалобе.
Кроме того, самим комитетом расчет арендной платы, как направленный обществу, так и заявленный в иске, а затем в уточнении размера исковых требований, составлен без учета указанного коэффициента, без ссылок на наличие предусмотренных Порядком N 47 оснований для его применения.
Комитетом не обжаловано и решение суда первой инстанции, принятое по расчету арендной платы без учета коэффициента перехода, не заявлены соответствующие возражения в апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы общества, обжаловавшего решение суда первой инстанции частично.
В связи с изложенным указанные доводы не принимаются во внимание судом кассационной инстанции.
Таким образом, основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют, кассационная жалоба комитета не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 по делу N А27-19449/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, то есть является экономической составляющей.
Следовательно, ее изменение отражает, в том числе и те экономические процессы, которые характеризуются изменением коэффициентов инфляции, в связи с чем является правомерным и обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что коэффициенты инфляции подлежат применению с года, следующего за годом введения в действие новой кадастровой стоимости.
Таким образом, руководствуясь принципами экономической обоснованности, предсказуемости арендной платы за земельные участки публичной собственности, установленными Постановлением Правительства РФ N 582, исходя из понимания и экономического значения коэффициента уровня инфляции, заложенного в Порядке N 47, как применяемого в целях актуализации размера арендной платы и возможности учета изменения кадастровой стоимости, принимая во внимание изменение последней в отношении спорного земельного участка с 2016 года, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае коэффициенты инфляции подлежат применению с года, следующего за годом введения в действие новой кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2017."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2018 г. N Ф04-1733/18 по делу N А27-19449/2017