г. Тюмень |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А67-8504/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области на решение от 11.01.2018 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 21.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Колупаева Л.А., Марченко Н.В.) по делу N А67-8504/2017 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (634050, Томская область, г. Томск, ул. Гагарина, д. 27, ОГРН 1027000859819, ИНН 7017042210) к Томскому областному суду (634003, Томская область, г. Томск, переулок Макушина, 8, ОГРН 1027000878926, ИНН 7020028078) о взыскании штрафных санкций.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) в заседании участвовал представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области - Слепакова С.В. по доверенности от 09.01.2018 N 3.
Суд установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Томского областного суда штрафных санкций в размере 1 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за март 2017 года.
Решением от 11.01.2018 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 21.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом была проведена проверка своевременности представления Томским областным судом сведений о застрахованных лицах за март 2017 года, по результатам которой принято решение от 13.07.2017 N 080S1910002387 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод Пенсионного фонда о нарушении Томским областным судом срока предоставления индивидуальных сведений за март 2017 года.
14.08.2017 Томскому областному суду выставлено требование N 080S01170171527 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в срок до 05.09.2017.
Поскольку требование в добровольном порядке Томским областным судом исполнено не было, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закона N 27-ФЗ, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N766н, установив, что страхователем самостоятельно устранены нарушения, допущенные при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, пришли к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в требовании требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки.
Судами установлено, что Томский областной суд 05.04.2017, то есть в установленный законом срок, представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении 166 застрахованных лиц.
12.05.2017 страхователем в Пенсионный фонд направлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 2 застрахованных лиц.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях двух застрахованных лиц выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Принимая во внимание, что исходная форма СЗВ-М за март 2017 года направлена страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно устранены страхователем, что не опровергнуто Пенсионным фондом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых основания для привлечения Томского областного суда к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 N 27-ФЗ, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
Кроме того, выводы судов соответствуют подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Ссылка подателя жалобы на то, что письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", в котором Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, отменено письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004, в связи с чем применению не подлежит, не принимается судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены судебных актов.
Указанное письмо от 14.12.2004 в период возникновения спорных отношений, в том числе и на момент подачи страхователем дополняющей формы СЗВ-М за март 2017 года, а также на момент принятия оспариваемого решения (13.07.2017), отменено не было, соответственно позиция, изложенная в нем, подлежала применению. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения Фондом установлено пунктом 39 действующей Инструкции N 766н.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.01.2018 Арбитражного суда Томской области и постановление от 21.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8504/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка подателя жалобы на то, что письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", в котором Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, отменено письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004, в связи с чем применению не подлежит, не принимается судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены судебных актов.
Указанное письмо от 14.12.2004 в период возникновения спорных отношений, в том числе и на момент подачи страхователем дополняющей формы СЗВ-М за март 2017 года, а также на момент принятия оспариваемого решения (13.07.2017), отменено не было, соответственно позиция, изложенная в нем, подлежала применению. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения Фондом установлено пунктом 39 действующей Инструкции N 766н."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2018 г. N Ф04-2467/18 по делу N А67-8504/2017