г. Тюмень |
|
1 августа 2018 г. |
Дело N А27-22591/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Тихомирова В.В.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтчи" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2017 (судья И.В. Мишина) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 (судьи Скачкова О.А., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-22591/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтчи" (653000, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Школьная, 1А, ОГРН 1024201886598, ИНН 4239000367) к комитету по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (653000, Кемеровская область, город Прокопьевск, проспект Шахтеров, 41, ОГРН 1034223000327, ИНН 4223020921), администрации города Прокопьевска (653000, Кемеровская область, город Прокопьевск, проспект Шахтеров, 41, ОГРН 1024201883408, ИНН 4223020939) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтчи" (далее - заявитель, общество, ООО "Нефтчи") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к комитету по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска и администрации города Прокопьевска (далее - заинтересованные лица) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 25.08.2017 N 01-6/380 администрации города Прокопьевска, и об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка: Кемеровская область, город Прокопьевск, район Ясная Поляна, в районе улицы Мурманская, под капитальное строительство нежилого здания под торговую деятельность, площадью 80 кв. м; обязании администрации города Прокопьевска и комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать ООО "Нефтчи" схему расположения земельного участка с ориентировочной площадью 80 кв. м, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, по адресу: Кемеровская область, город Прокопьевск, район Ясная Поляна, в районе улицы Мурманская.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ООО "Нефтчи" указывает, что необходимая площадь участка с учетом объекта строительства составляет 0,8 га. При этом общество утверждает, что является юридическим лицом с единственным участником, в силу чего не имеет возможности содержать земельный участок площадью более испрашиваемой.
По мнению подателя жалобы, суды неверно истолковали решение Прокопьевского Совета народных депутатов и Правила землепользования, согласно которым предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются под объекты торговли и зависят от числа обслуживаемого населения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.04.2017 ООО "Нефтчи" обратилось в комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Прокопьевск, в районе улицы Мурманская, под капитальное строительство нежилого здания под торговую деятельность, площадью 80 кв. м.
Рассмотрев указанное заявление, с учетом представленных управлением архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) по земельному участку от 12.05.2017 N 182, комитет письмом от 29.05.2017 N 1577 принял решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок не соответствует предельным минимальным размерам земельного участка, установленным Правилами землепользования и застройки территории города Прокопьевска, утвержденными решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10.12.2009 N 295 "Об утверждении Правил землепользования застройки территории города Прокопьевска" (далее - Правила N 295).
04.07.2017 ООО "Нефтчи" направило в администрацию города Прокопьевска обращение о несогласии с указанным решением, по результатам рассмотрения которого администрация направила в адрес общества ответ от 25.08.2017 N 01-6/380 о соответствии решения комитета от 29.05.2017 N 1577 требованиям действующего законодательства.
Полагая, что данный ответ представляет собой решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Прокопьевск, район Ясная Поляна, в районе улицы Мурманская, под капитальное строительство нежилого здания под торговую деятельность, площадью 80 кв. м, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка (80 кв. м) не соответствует установленным предельным (минимальным) размерам земельных участков в соответствии с Правилами N 295.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены статьей 11.9 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели (часть 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Согласно сведениям из ИСОГД по земельному участку от 12.05.2017 N 182, выданным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска, испрашиваемый земельный участок согласно территориальным зонам и градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки территории города Прокопьевска, расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2).
Зона Ц-2 предназначена для обеспечения условий формирования местных (локальных) центров городских районов и полосных центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
Испрашиваемый вид использования земельного участка - под строительство магазина относится к основным видам разрешенного использования зоны Ц-2: магазины; виды объектов, размещение которых соответствует виду разрешенного использования: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; код вида 4.4.
Согласно Правилам N 295 для использования земельных участков зоны Ц-2 код вида 4.4 - магазины, виды объектов, размещение которых соответствует виду разрешенного использования - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м, к которым относится испрашиваемый заявителем земельный участок, при этом минимальная площадь земельного участка, предоставляемого под строительство магазина, составляет 600 кв. м. Максимальный процент застройки в границах земельного участка 60%.
Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что общество обратилось в комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 80 кв. м., расположенного в зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2), для которой установлена минимальная площадь земельного участка, предоставляемого под строительство магазина 600 кв. м., суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое обществом письмо администрации от 25.08.2017 N 01-6/380 о соответствии решения комитета от 29.05.2017 N 1577 нормам земельного законодательства и Правилам N 295 не противоречит, в силу чего правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, доводы общества о том, что ООО "Нефтчи" планировало строить объект в размере 0,8 га и содержать земельный участок больше испрашиваемой площади юридическое лицо не может, подлежат отклонению, поскольку площадь испрашиваемого заявителем земельного участка четко регламентирована действующим законодательством и составляет не менее 600 кв.м, в связи с чем испрашиваемый размер участка в данном случае не соответствует минимальному размеру земельных участков, предоставляемых для строительства объектов торговли, установленному Правилами N 295.
Вопреки мнению подателя жалобы, указание в Правилах N 295 на возможность размещения в зоне Ц-2 объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м, свидетельствует об определении максимальных параметров разрешенного для строительства объекта недвижимости, конкретная площадь которого может зависеть, в том числе от числа обслуживаемого населения. При этом площадь земельного участка, на которой может размещаться подобное строение, не может быть меньше 600 кв.м.
Следовательно, несмотря на то, что планируемый к строительству объект недвижимости заявителя площадью 80 кв.м допускается к размещению в соответствии с Правилами N 295, характеристики запрашиваемого земельного участка под ним также площадью 80 кв.м не соответствуют требованиям данного правового акта.
Таким образом, доводы общества не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2017 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 по делу N А27-22591/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
...
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 августа 2018 г. N Ф04-2644/18 по делу N А27-22591/2017