г. Тюмень |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А81-10678/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" на решение от 30.01.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Беспалов М.Б.) и постановление от 25.04.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-10678/2017 по заявлению акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" (628403, город Сургут, проспект Мира, 43, ИНН 8602067215, ОГРН 1058602102415) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, город Салехард, улица Мира, 2а, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) об оспаривании предписания.
В заседании приняла участие представитель акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" - Кузнецова Н.П. по доверенности от 12.07.2018.
Суд установил:
акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - общество, АО "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) от 08.12.2017 N 2205.
Решением от 30.01.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 25.04.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что уведомление потребителя о предстоящем ограничении (приостановлении) энергоснабжения посредством отправки заказного письма соответствует положениям пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); факт отсутствия технической возможности введения ограничения режима потребления электроэнергии подтвержден актом обследования от 01.07.2017, составленным обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой".
Департамент отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина (потребителя), департаментом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения АО "ТЭК" порядка введения ограничения режима подачи электроэнергии, в ходе которой были выявлены нарушения положений пункта 114, подпунктов "а" и "б" пункта 119 Правил N 354, пунктов 12 (4), 13 Правил полного и (или) частичного ограничения режима ограничения потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
По результатам проверки 08.12.2017 департаментом составлен акт N 2205 и выдано предписание N 2205, согласно которому обществу в срок до 20.02.2018 следует устранить допущенное нарушение путем возобновления предоставления коммунальной услуги по снабжению электрической энергией без взимания средств, связанных с расходами гражданина по введению в отношении него полного ограничения услуги.
Не согласившись с указанным предписанием, АО "ТЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоблюдении обществом установленного пунктом 119 Правил N 354 порядка приостановления энергоснабжения потребителя.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг установлен разделом XI Правил N 354.
В силу подпункта "а" пункта 117 названных Правил неполная оплата потребителем коммунальной услуги является основанием для введения исполнителем ограничения или приостановления коммунальной услуги.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил N 354).
Согласно пункту 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Пунктом 114 Правил N 354 предусмотрено, что при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, в связи с неоплатой потребленной электрической энергии гражданином Луцким Д.В. в квартире N 89, расположенной в доме N 10 по улице Рыжкова города Надыма, образовалась задолженность 2 147 руб.
14.09.2017 общество направило в адрес потребителя заказное письмо без уведомления (почтовый идентификатор 62973615056987) с предупреждением от 08.09.2017 N 00006728536/16-П о наличии задолженности по оплате электроэнергии, о необходимости погашения задолженности в срок до 20.10.2017 и о полном ограничении режима потребления электроэнергии 02.11.2017 в случае непогашения задолженности.
Согласно информации с сайта Почты России заказное письмо с почтовым идентификатором 62973615056987 прибыло в место вручения 20.09.2017, 23.09.2017 зафиксирована неудачная попытка вручения, 23.10.2017 письмо выслано обратно отправителю.
02.11.2017 по заявке общества от 23.10.2017 исх. N 16/4699 индивидуальный предприниматель Шевченко М.В., с которым у АО "ТЭК" заключен договор на оказание услуг по введению ограничения/приостановления режима подачи электроэнергии потребителям и по возобновлению энергоснабжения, выполнил полное ограничение режима потребления электрической энергии потребителя.
В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (в редакции, действовавшей в спорный период) почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
С учетом изложенного суды правомерно указали на отсутствие у общества оснований для отсчета 20-дневного срока от даты поступления почтового отправления в место вручения, поскольку потребитель имел возможность получить данное отправление в течение всего срока его хранения в отделении связи.
Исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в рассматриваемом случае потребитель считается извещенным о предстоящем приостановлении электроснабжения 20.10.2017.
Принимая во внимание, что приостановление предоставления коммунальной услуги было произведено 02.11.2017, то есть до истечения срока, предоставляемого потребителю для добровольной оплаты образовавшейся задолженности, суды пришли к верному выводу о нарушении АО "ТЭК" пункта 119 Правил N 354 и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного им требования.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.01.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 25.04.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-10678/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (в редакции, действовавшей в спорный период) почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
...
Исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в рассматриваемом случае потребитель считается извещенным о предстоящем приостановлении электроснабжения 20.10.2017.
Принимая во внимание, что приостановление предоставления коммунальной услуги было произведено 02.11.2017, то есть до истечения срока, предоставляемого потребителю для добровольной оплаты образовавшейся задолженности, суды пришли к верному выводу о нарушении АО "ТЭК" пункта 119 Правил N 354 и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного им требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 августа 2018 г. N Ф04-3230/18 по делу N А81-10678/2017
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3230/18
25.04.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2878/18
30.01.2018 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-10678/17
28.12.2017 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-10678/17