город Омск |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А81-10678/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2878/2018) акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.01.2018 по делу N А81-10678/2017 (судья Беспалов М.Б.), принятое по заявлению акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" (ИНН 8602067215, ОГРН 1058602102415) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) об оспаривании предписания от 08.12.2017 N 2205,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" Ивченко М.Н. по доверенности N 16/26 от 02.03.2016 сроком действия 3 года;
в отсутствие представителя Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом,
установил:
акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - АО "ТЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) об оспаривании предписания от 08.12.2017 N 2205.
Решением Арбитражного суда Ямало-ненецкого автономного округа от 30.01.2018 по делу N А81-10678/2017 заявление удовлетворено частично. Признан недействительным пункт 2 предписания Департамента от 08.12.2017 N 2205 в части установления нарушения требований пунктов 12(4), 13 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" по ограничению режима потребления электрической энергии, выполненного без участия потребителя и не подписания акта потребителем. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Этим же судебным актом с Департамента в пользу АО "ТЭК" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Возражая против вынесенного по делу судебного акта в части признания законным пункта 1 предписания от 08.12.2017 N 2205, АО "ТЭК" в апелляционной жалобе просит его в данной части отменить.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что обществом избран предусмотренный пунктом 119 Правил N 354 способ извещения потребителя о принимаемых в связи с неоплатой коммунальных услуг мерах, однако именно по вине потребителя соответствующее уведомление не получено. В свою очередь, общество надлежащим образом исполнило возложенные на него обязанности. Кроме того, из жалобы следует, что подача электрической энергии после ограничения фактически возобновлена ввиду внесения потребителем платы за энергетические ресурса, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене, поскольку предписание уже исполнено.
В письменном отзыве на жалобу Департамент просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание на направил, заявив ходатайство о проведении разбирательства в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Представитель АО "ТЭК" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2017 по 02.11.2017 потребителем по адресу г. Надым, ул. Рыжкова д. 10, кв. 89 не производилась оплата за потребленную электрическую энергию, поставляемую АО "ТЭК". Указанное подтверждается актом сверки с потребителем за период с 01.01.2017 по 17.11.2017.
Согласно акту сверки АО "ТЭК" с потребителем за период с 01.01.2017 по 17.11.2017, задолженность потребителя на 08.09.2017 составляет 2 147 руб. 39 коп., что превышает задолженность за потребленную электроэнергию более 2 расчетных периодов. Акт сверки со стороны потребителя не подписан.
14.09.2017 года по адресу г. Надым, ул. Рыжкова д. 10, кв. 89 на имя Луцкого Виктора Григорьевича направлено уведомление от 08.09.2017 N 0000728536/16-U о наличии у него задолженности по оплате электроэнергии, о необходимости погашения задолженности в срок до 20.10.2017, о полном ограничении режима потребления электроэнергии 02.11.2017 в случае непогашения задолженности. Указанное уведомление направлено заказным письмом без уведомления через отделение связи ФГУП "Почта России" и прибыло в место вручения получателю 20.09.2017 (номер почтового идентификатора 62973615056987).
Согласно сведениям, размещенным на официальном интернет-сайте ФГУП "Почта России", заказное письмо, адресованное Луцкому В.Г., прибыло в место вручения 20.09.2017. 23.09.2017 зафиксирована неудачная попытка вручения, 23.10.2017 письмо выслано отправителю.
В связи с неоплатой Луцким В.Г. задолженности по состоянию на 23.10.2017 в указанную дату в адрес ИП Шевченко М.В, с которым у АО "ТЭК" заключен договор на оказание услуг по введению ограничения/приостановления режима подачи электроэнергии потребителям и по возобновлению энергоснабжения, направлена заявка на введение ограничения потребления электроэнергии по адресу г. Надым ул. Рыжкова, д. 10, кв. 89 (исх. N 16/4699).
02.11.2017 представителем ИП Шевченко М.В с участием представителя АО "ТЭК" произведено ограничение подачи электроэнергии по адресу: г. Надым ул. Рыжкова, д. 10, кв. 89, о чем составлен акт об ограничении режима потребления электрической энергии от 02.11.2017.
02.11.2017 Луцким В.Г. по безналичному расчету произведена оплата на сумму 2 538 руб. 79 коп. за потребленную электроэнергию, что подтверждается копией квитанции от 02.11.2017, а так же произведена оплата услуг по введению ограничения/возобновления подачи электроэнергии в размере 1 000 руб., что подтверждается копией квитанции от 02.11.2017.
В связи с полной оплатой задолженности за потребленную электроэнергию, а так же оплатой услуг 02.11.2017 АО "ТЭК" направило в адрес ИП Шевченко М.В. заявку на возобновление режима потребления электроэнергии по адресу: г. Надым, ул. Рыжкова, д. 10, кв. 89.
03.11.2017 произведено возобновление подачи электроэнергии по указанному адресу г, о чем составлен акт о возобновлении режима потребления электрической энергии от 03.11.2017.
На основании приказа от 08.12.2017 N 2205-од Департаментом (Надымским сектором) произведена проверка Надымского межрайонного отделения АО "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - Надымское МРО АО "ТЭК") с целью установления фактов, изложенных в обращении гражданина Луцкого Д.В. от 13.12.2017 вх. N 101-18/3461/Э на предмет нарушения прав потребителей, а также на предмет соблюдения Надымским МРО АО "ТЭК" порядка введения ограничения режима подачи электроэнергии.
В результате проверки составлен акт проверки от 08.12.2017 N 2205, в котором Департаментом зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, а именно - Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354):
- АО "ТЭК" выполняется ненадлежащее уведомление потребителя - должника о предстоящем введении ограничения режима потребления электроэнергии, заказное письмо направлено без уведомления о вручении - нарушение пункта 119, подпункта а) Правил;
- АО "ТЭК" выполняется полное ограничение режима потребления электроэнергии без составления акта об отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления электроэнергии - нарушение пункта 114; подпункта б) пункта 119 Правил;
- АО "ТЭК" выполняется ограничение режима потребления электроэнергии без участия потребителя - нарушение Правил полного и (или) частичного ограничения режима ограничения потребления электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
На основании поименованного акта проверки обществу выдано предписание от 08.12.2017 N 2205, которым от АО "ТЭК" затребовано выполнение следующих мероприятий: возобновить предоставление коммунальной услуги по снабжению электрической энергией без взимания средств, связанных с расходами гражданина по введению в отношении него полного ограничения услуги.
Заявив о несогласии с предписанием, АО "ТЭК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354. Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением (пункт 2 Правил N 354). Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктами "а" и "е" пункта 33 Правил 354 предусмотрено право потребителя на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества, возмещение исполнителем убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 9 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что бесперебойное круглосуточное электроснабжение обеспечивается в течение года; допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Подпункт "а" пункта 117 Правил N 354 допускает ограничение или приостановление исполнителем процесса предоставления коммунальной услуги при условии предварительного уведомления потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунальною ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем: соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Согласно пункту 119 Правил N 354, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Приведенные положения свидетельствуют о том, что для ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан соблюсти установленную Правилами N 354 процедуру, а именно - заблаговременно в письменной форме уведомить потребителя о необходимости погашения задолженности в указанном размере и возможном применении в отношении него соответствующих мер.
Действующим правовым регулированием рассматриваемых отношений не допускается принятие мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника.
Судом первой инстанции установлено, что 14.09.2017 по адресу: г. Надым, ул. Рыжкова, д. 10, кв. 89 на имя Луцкого В.Г. обществом направлено уведомление от 08.09.2017 N 0000728536/16-U о наличии у него задолженности по оплате электроэнергии, о необходимости погашения задолженности в срок до 20.10.2017, о полном ограничение режима потребления электроэнергии 02.11.2017 в случае непогашения задолженности.
Как указано выше, данное уведомление прибыло в место вручения 20.09.2017, впоследствии 23.09.2017 зафиксирована неудачная попытка его вручения, и 23.10.2017 письмо отправлено обратно в адрес АО "ТЭК".
Доказательства вручения уведомления от 08.09.2017 N 0000728536/16-U потребителю не представлены в материалы дела, равно как и доказательства, свидетельствующие о получении потребителем соответствующей информации иным способом.
Кроме того, указанное отправление не отвечает требованиям пункта 119 Правил N 354, поскольку представляет собой заказное письмо без уведомления.
При ограничении режима подачи электрической энергии АО "ТЭК" не соблюден 20-дневный срок с момента доставки предупреждения (уведомления).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы АО "ТЭК" о том, что спорное уведомление заказным письмом без уведомления следует квалифицировать как иной способ, подтверждающим факт и дату получения потребителем (подпункт "а" пункта 119 Правил N 354), суд апелляционной инстанции руководствуется следующими положениями.
Перечисленные в Правилах N 354 виды уведомлений позволяют однозначно и безусловно утверждать, что потребитель должен быть осведомлен об ограничении режима предоставления коммунальной услуги.
В предыдущей редакции подпункта "а" пункта 119 Правил допускалась такая форма уведомления, как направление по почте заказным письмом (с описью вложения). Между тем, с 01.01.2017 такой вариант уведомления из подпункта "а" пункта 119 Правил исключен.
В этой связи, по справедливому замечанию суда первой инстанции, в случае направления уведомления почтовым отправлением, таковое должно представлять собой заказное письмо с уведомлением о вручении. В обратном случае не обеспечивается соблюдение предусмотренного Правилами N 354 критерия, - осведомленности потребителя о сути и объеме претензий исполнителя.
Пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод). Почтовые отправления с объявленной ценностью могут пересылаться с наложенным платежом (пересылаемые между объектами федеральной почтовой связи, при подаче которых отправитель поручает организации федеральной почтовой связи получить установленную им денежную сумму с адресата и выслать ее по адресу, указанному отправителем); с описью вложения.
Порядок доставки (вручение) почтовых отправлений и выплаты почтовых переводов определен разделом III Правила оказания услуг почтовой связи.
Почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.
Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
В соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п, почтовое отправление с уведомлением о вручении представляет собой регистрируемое почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
Под заказным почтовым отправлением понимается регистрируемое почтовое отправление (почтовая карточка, письмо, секограмма, бандероль, письмо 1-го класса, бандероль 1-го класса, отправление "Мультиконверт"), принимаемое без оценки стоимости вложения, с выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при направлении заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, исполнитель коммунальной услуги будет извещен о дате и о конкретном лице, получившем соответствующее почтовое отправление. При отслеживании же заказного почтового отправления на сайте ФГУП "Почта России" исполнитель коммунальной услуги не сможет достоверно установить факт получения уведомления потребителем.
Апелляционный суд учитывает также, что пунктом 119 Правил N 354 предусмотрено направление исполнителем потребителю-должнику предупреждения (уведомления) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Право на полное отключение подачи электрической энергии связывается с отсутствием технической возможности ограничения ее подачи. Предоставление коммунальной услуги должно быть сначала ограничено и только в отсутствие технической возможности введения ограничения может быть приостановлено.
В то же время, доказательства отсутствия технической возможности введения ограничения режима энергоснабжения в материалы дела заявителем не представлены. Фактически общество прекратило подачу электроэнергии, не обеспечив соблюдения обязательного этапа по ограничению таковой.
Правилами N 354 ограничение/приостановление услуги допускается в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления).
Согласно пункту 34 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Ссылка апеллянта на то, что в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" направленное заказным письмом предупреждение считается доставленным потребителю-должнику, не принимается во внимание, так как подпунктом "а" пункта 119 Правил N 354 предусмотрен специальный порядок извещения потребителя-должника о неполной уплате коммунальной услуги и возможном введении ограничения (приостановления) предоставления такой коммунальной услуги.
При избранном АО "ТЭК" способе уведомления общество не имело законных оснований для отсчета 20 дневного срока от даты поступления почтового уведомления в место вручения. Адресат имел возможность получить данное отправление в период срока доставки, который истекал не ранее 20.10.2017, в то время как отключение энергоснабжения произведено уже 02.11.2017, то есть ранее истечения 20-тидневного срока.
С учетом изложенных обстоятельств Департамент пришел к верному вывод о том, что АО "ТЭК" незаконное ограничение коммунальной услуги произведено в нарушение требований пункта 119 Правил N 354. Суд апелляционной инстанции полагает правомерной выдачу обществу предписания от 08.12.2017 N 2205.
Решение суда первой инстанции в остальной части не является предметом обжалования, в связи с чем проверке не подлежит (статья 268 АПК РФ).
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
Отказав в удовлетворении заявления АО "ТЭК" в спорной части, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу относятся на заинтересованное лицо. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 руб.
В этой связи апеллянту возвращается из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1934 от 12.02.2018.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.01.2018 по делу N А81-10678/2017 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Тюменская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1934 от 12.02.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10678/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 августа 2018 г. N Ф04-3230/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Тюменская энергосбытовая компания"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: АО "Тюменская энергосбытовая компания" Надымское межрайонное отделение
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3230/18
25.04.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2878/18
30.01.2018 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-10678/17
28.12.2017 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-10678/17