г. Тюмень |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А27-20775/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Администрации города Кемерово на решение от 07.03.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 08.05.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Марченко Н.В., Сбитнев А.Ю.) по делу N А27-20775/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СДС-Строй" (650066, город Кемерово, проспект Притомский, 7/5, офис 101, ИНН 4205109101, ОГРН 1064205110089) к Администрации города Кемерово (650000, город Кемерово, проспект Советский, 54, ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610) о признании незаконным постановления от 16.08.2017 N2203 в части.
В заседании приняли участие представители:
от Администрации города Кемерово - Гнедина М.А. по доверенности от 09.01.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "СДС-Строй" - Парамонов А.И. по доверенности от 08.08.2016.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СДС-Строй" (далее - общество, ООО "СДС-Строй") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Кемерово (далее - администрация, уполномоченный орган) от 16.08.2017 N 2203 в части отказа в утверждении откорректированных проекта планировки и проекта межевания микрорайона N 7б Центрального района города Кемерово в части размещения двух 9-этажных многоквартирных домов (строительные номера 7а, 7б, почтовые: улица Заречная, 2, 4) и обязании принять решение об утверждении откорректированных проекта планировки и проекта межевании микрорайона N 7б Центрального района города Кемерово в части размещения двух 9-этажных многоквартирных домов (строительные номера 7а, 7б, почтовые: улица Заречная, 2, 4).
Решением от 07.03.2018 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 08.05.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку принято по результатам проведения публичных слушаний в установленном законом порядке уполномоченным органом.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СДС-Строй" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи Шабановой Г.А. в связи с нахождением ее в отпуске на судью Киричёк Ю.Н., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, между уполномоченным органом и обществом заключен договор от 17.01.2012 о развитии застроенной территории, предметом которого в соответствии с пунктом 1.1 является развитие застроенной территории в границах микрорайона N 7б Центрального района города Кемерово, за исключением ряда земельных участков, ранее предоставленных под многоэтажное жилищное строительство.
Согласно пункту 3.1.2 указанного договора администрация обязана утвердить проект планировки застроенной территории (корректировку проекта планировки территории), включая проект межевания, в соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75, и местными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 16.08.2007 N 165 (в редакции Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.06.2009 N 256). Максимальный срок выполнения обязательства - 3 месяца с момента предоставления такой документации на утверждение.
Постановлением администрации от 28.11.2014 N 3046 утверждены проект планировки (после корректировки) и проект межевания (после корректировки), градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания (после корректировки) территории микрорайона N 7б Центрального района города Кемерово первой и второй очереди строительства.
Обществом 23.03.2017 представлены в администрацию для согласования, проведения публичных слушаний и утверждения окончательные проекты планировки и межевания территории микрорайона N 7б Центрального района города Кемерово (далее - проекты планировки и межевания территории микрорайона), с учетом третьей очереди строительства.
В составе данной документации предложено, в том числе, утвердить следующие решения: объединить два отдельных учебных заведения (начальную и среднюю школу) на базе средней школы, увеличив численность средней школы до 1 375 мест (при 1 272 местах расчетных на микрорайон); на земельном участке, ранее планировавшемся под начальную школу, разместить два 9-этажных многоквартирных дома (строительные номера 7а, 7б, почтовые: улица Заречная, 2, 4).
Рассмотрев откорректированные проекты планировки и межевания территории микрорайона администрация постановлением 16.08.2017 N 2203 отказала обществу в размещении двух 9-этажных многоквартирных домов (строительные номера 7а, 7б, почтовые: улица Заречная, 2, 4) и об утверждении двух учебных заведений.
Не согласившись с указанным постановлением в части отказа размещения двух 9-этажных многоквартирных домов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для отклонения проектов планировки и межевании в части размещения двух 9-этажных многоквартирных домов.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты в оспариваемой части, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в случае, если в соответствии с названным Кодексом заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах соответствующей территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно части 13.1. статьи 46 Градостроительного кодекса основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 названного Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.
В силу части 10 статьи 45 названного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Судами установлено и администрацией не отрицается, что информация об основаниях отклонения документации по планировке территории в части двух многоквартирных домов в постановлении от 16.08.2017 N 2203 отсутствует.
При этом в целях проверки достоверности проектов планировки и межевания территории микрорайона в части двух многоквартирных домов, судом первой инстанции в соответствии со статьей 82 АПК РФ была назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия объектов экспертизы нормам градостроительного законодательства.
Согласно заключению эксперта акционерного общества Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" от 13.02.2018 в проектах планировки и межевания территории микрорайона с учетом размещения двух 9-этажных многоквартирных домов (строительные номера 7а, 7б) нарушений требований градостроительного законодательства не имеется.
Приняв во внимание, что по результатам рассмотрения проектов планировки и межевания территории с учетом двух многоквартирных домов, уполномоченным органом также не было установлено нарушений требований градостроительного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для вынесения оспариваемого постановления.
Доводы уполномоченного органа о том, что в ходе публичных слушаний от участников поступали отрицательные мнения по вопросу утверждения проектов планировки и межевания двух девятиэтажных домов, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах арбитражные суды, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно признали постановление администрации от 16.08.2017 N 2203 в оспариваемой части недействительным, возложив на уполномоченный орган в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию администрации по делу и свидетельствуют о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе полной и всесторонней оценки доказательств, с учетом установленных обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.03.2018 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 08.05.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20775/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно части 13.1. статьи 46 Градостроительного кодекса основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 названного Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2018 г. N Ф04-3569/18 по делу N А27-20775/2017
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2019 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3388/18
08.11.2018 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3569/18
28.09.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3569/18
08.05.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3388/18
07.03.2018 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-20775/17