Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 1. Программа реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 гг. и основные принципы организации управления собственностью г. Москвы с использованием инструментов финансового рынка

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 декабря 2004 г. N 843-ПП

 

Программа
реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы (далее - Программа) и основные принципы организации управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка

С изменениями и дополнениями от:

2 мая 2006 г., 25 декабря 2012 г.

ГАРАНТ:

См. также постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 576-ПП

Введение

 

Собственность города Москвы является материально-технической базой функционирования городской экономики, поэтому эффективное использование собственности является основной задачей органов власти и управления. Экономический рост города, развитие его социальной сферы, а также увеличение поступлений доходов в бюджет города Москвы, напрямую зависят от методов управления собственностью, принадлежащей городу.

Программа реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы и основные принципы организации управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка разработаны в развитие:

дефис первый утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст дефиса первого абзаца второго

дефис второй утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст дефиса второго абзаца второго

- постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2002 года N 1059-ПП "О ходе выполнения правовых актов города Москвы по выводу хозяйственных обществ с участием города Москвы на финансовый рынок и мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг московских предприятий";

- других нормативно-правовых актов Правительства Москвы, принятых по вопросам управления долями города Москвы, приватизации и развития финансового рынка.

Программа разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы деятельности хозяйственных обществ, управления государственной и муниципальной собственностью, приватизации, корпоративного управления и финансового рынка.

Основные концептуальные положения программы основаны на современных научных и практических исследованиях в области управления региональной собственностью, приватизации государственной собственности и корпоративного управления в российских компаниях.

В Программе использован финансово-экономический анализ предприятий с долями города Москвы и анализ эффективности управления долями города Москвы за 2001-2003 гг.

По состоянию на 1 мая 2004 года город Москва является участником 470 акционерных обществ (далее - "общества"), включенных в Реестр акционерных обществ с долей города, 3 из которых являются градообразующими (без учета обществ, в которых городу принадлежат "золотые акции"). В 101-ом акционерном обществе городу принадлежит специальное право "золотая акция".

Доля города в уставном капитале обществ, включенных в Реестр, составляет:

- менее 25% - по 235 обществам;

- от 25 до 50% - по 133 обществу;

- от 50 до 100% - по 102 обществам (в том числе 100% - по 29 обществам).

Стоимость чистых активов обществ с участием город Москвы, приходящаяся на долю города в их уставных капиталах, на 1 января 2003 г. составляла 36,31 млрд. руб. (из них в 9-ти предприятиях стоимость чистых активов составляет более 1,0 млрд. руб.).

В 71 предприятии стоимость городского пакета акций составляет свыше 30 млн. руб.

Доходы бюджета города Москвы от управления долями города по итогам 2003 года на 01.09.2004 составили:

- по дивидендам - 330,022 млн. руб. (более 1,0 млн. руб. перечислено 27 предприятиями, что в сумме составило 314,994 млн. руб.)

Система управления долями города Москвы основана на законодательстве Российской Федерации и нормативных документах органов власти города Москвы, регулирующих корпоративное управление хозяйственными обществами. Основой существующего управления городскими долями является представительство в органах управления предприятий лиц, уполномоченных Департаментом имущества города Москвы и отраслевыми департаментами.

В 2003 г. представителями города в советах директоров обществ были 75 госслужащих Департамента имущества, 144 госслужащих отраслевых департаментов и 42 представителя, не являющихся работниками городских органов власти. Доверительное управление долями города Москвы в 2003 г. осуществлялось специализированными управляющими компаниями по 5 предприятиям.

Существующая система управления долями города Москвы в процессе приватизации характеризуется следующими признаками:

- Низкой финансовой эффективностью для бюджета города Москвы - 0,3% от бюджета города Москвы за 2003 г.

- Низкой капитализацией фондового портфеля города в связи фактическим отсутствием предприятий, акции которых котируются на финансовом рынке, значительным количеством предприятий с долей собственности города меньше 25%, а также предприятий финансово-экономическая деятельность которых не эффективна.

- Ограниченным набором управленческих решений и способов приватизации, а также отсутствием утвержденной системы делегирования функций управления профессиональным управляющим организациям и лицам.

В этой связи, Правительство Москвы считает необходимым внедрение системы управления собственностью города с использованием профессиональных управляющих городской собственностью, основанной на внедрении современных механизмов и инструментов привлечения средств с организованного рынка ценных бумаг. Основными задачами при совершенствовании системы управления собственностью является существенное повышение доходности и стоимости объектов собственности города Москвы, а также капитализации обществ с городской долей собственности за счет их выхода на организованный рынок ценных бумаг.

Распределение хозяйственных обществ с участием города Москвы в уставном капитале между отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы для осуществления функций по координации и контролю за деятельностью данных обществ представлены в Приложении 1 к Программе.

 

Принципы управления городской собственностью. Цели, задачи и методы управления

 

Основной программной целью управления собственностью города Москвы является существенное повышение эффективности управления долями города Москвы и городским имуществом на основе современных принципов управления региональной собственностью и методов управления с использованием инструментов финансового рынка.

Управление государственной и муниципальной собственностью в условиях современного развития рыночной экономики базируется на принципах децентрализации, партнерства, субсидиарности, мобильности и адаптивности, профессионализма.

Принцип децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели.

Принципом мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды.

Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур управления региональной собственностью, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

С данными принципами тесно связан принцип профессионализма, который заключается в привлечении к управлению государственной и муниципальной собственностью профессиональных участников рынка - управляющих компаний и профессионалов не являющихся госслужащими.

Эффективность управления фондовым портфелем города Москвы заключается в достижении стратегических целей в отношении групп (отраслей) предприятий в сочетании с адресной оптимальной тактикой для каждого пакета акций из городского портфеля.

При управлении городской собственностью преследуются следующие основные цели: инфраструктурные, политические, социальные (в том числе безопасности государства и населения), экономические и финансовые. Эти цели касаются - градостроительства, экологии, отношений с федеральным центром и другими регионами, занятости населения и повышения уровня жизни, городского обеспечения, развития экономики города, привлечения инвестиций, пополнения бюджета города Москвы, увеличения стоимости городского имущества.

Данные цели определяют основные задачи управления собственностью города Москвы, к которым относятся:

- Привлечение прямых инвестиций в предприятия города.

- Использование инструментов финансового рынка для привлечения портфельных инвестиций в городское хозяйство.

- Повышение эффективности использования земельных ресурсов города в соответствии с Генеральным планом развития Москвы.

- Реализация перспективных градостроительных проектов.

- Развитие инфраструктуры города Москвы для обеспечения нужд малого предпринимательства и городского населения.

- Проведение политики городских властей в области жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта.

- Реструктуризация производственных предприятий и создание современных высокотехнологичных производств.

- Развитие инновационного и научно-технического потенциала.

- Проведение сбалансированной целевой политики в отношении приватизации и продажи долей городской собственности.

- Совершенствование форм управления государственными пакетами акций и недвижимым имуществом.

Методами и механизмами достижения задач управления собственностью города Москвы являются:

- Обеспечение обоснованности и оптимальности управленческих решений по распоряжению городской собственностью на основе четких количественных и качественных критериев.

- Привлечение к управлению городской собственностью профессиональных управляющих компаний и формирование системы управления собственностью города с использованием институтов доверительного управления, специализированных холдинговых компаний, инвестиционных фондов, а также привлечения профессионалов в качестве представителей города в органах управления обществ с городской долей собственности.

- Осуществление приватизации городских долей собственности и недвижимого имущества, обоснование выбора способа приватизации (аукцион, конкурс, внесение в уставный капитал новой компании, продажа по итогам доверительного управления, продажа на финансовом рынке через организатора торговли и за рубежом).

- Развитие системы учета собственности предприятий с долями города Москвы, учета городской недвижимости, проведение постоянного мониторинга стоимости городской недвижимости, городских долей в хозяйственных обществах и городского фондового портфеля в целом, формирование интегрированной информационной системы на основе имеющихся баз данных Департамента имущества, отраслевых департаментов, Москомрегистрации, Департамента земельных ресурсов и других организаций.

- Совершенствование системы контроля и минимизация рисков при управлении собственностью города Москвы.

Необходимость изменения способов и методов управления собственностью города Москвы обусловлена рядом причин. Москва, являясь собственником, в лице своих органов сочетает две функции: собственника имущества и управляющего субъекта. Причем методы, посредством которых осуществляется управление, преимущественно административные (установление ставок земельного налога, арендной платы, отчислений от прибыли предприятий и др.). Используя такие методы, невозможно учитывать особенности каждого объекта собственности, что, в свою очередь, приводит к снижению поступлений средств в бюджет города Москвы. С целью учета особенностей каждого значимого объекта собственности города, необходимо привлекать профессиональных управляющих, имеющих опыт работы с потенциальными заказчиками и инвесторами, владеющих методиками и технологиями управления предприятиями, недвижимостью, ценными бумагами.

 

Структура и классификация городской собственности

 

Структура и состав государственной и муниципальной собственности города Москвы включает в себя много самостоятельных элементов: землю, государственный и муниципальный жилищный фонды, нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах предприятий, движимое и иное имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.

С точки зрения роли объектов собственности в реализации интересов собственника всю структуру собственности города Москвы можно разделить на два класса.

- Операционная собственность. Используется собственником для реализации своих административных, производственных, учебных, социальных и любых других функций.

- Собственность, используемая в коммерческих целях. Непосредственно собственником не используется и предназначается для получения дохода.

Структура городской собственности состоит из следующих основных объектов:

- объекты и предприятия городской инфраструктуры (государственные унитарные предприятия, объекты жилищно-коммунального хозяйства и др.);

- социально значимые объекты собственности в соответствии с производимыми товарами и оказываемыми услугами, использованием и привлечением работников (образовательные учреждения, жилищный фонд, объекты культуры и спорта и др.);

- коммерческие предприятия с городскими долями собственности и городская недвижимость, использующаяся в коммерческих целях.

Независимо от типа собственности (недвижимость, пакеты акций, доли собственности и др.) ее классификация (т.е. группировка по характерным признакам) определяется функциональными целями использования собственности.

Классификация собственности города имеет неоднозначный характер и зависит от многих параметров. К основным параметрам классификации структуры собственности города относятся:

- Цели Правительства Москвы в отношении конкретных объектов, предприятий и отраслевых групп.

- Размер объектов собственности: земельный участок, здание, капитализация предприятия, численность персонала и др.

- Виды отраслевой принадлежности объектов собственности.

- Формы управления собственностью (прямая, опосредованная, временная, постоянная).

- Форма приватизации собственности (аукцион, конкурс, внесение в уставный капитал и др.).

- Степень участия в управлении собственностью (размер доли города в акционерном капитале, доли в новом строительстве и т.д.).

- Степень финансовой отдачи от объектов городской собственности (дивиденды, налоговые поступления, поступления от продаж, доходы от аренды недвижимого имущества, доходы от деятельности ГУП, нового строительства и др.).

Осуществляя классификацию, следует иметь в виду, что, в отношении объекта собственности города, может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др.

Собственность города Москвы, используемую в коммерческих целях, можно разделить на две основные группы:

- Объект собственности города Москвы решено реализовать.

- Объект собственности решено сохранить и управлять им.

В первом случае Правительство города Москвы организует работы по поиску институционального инвестора и планирует мероприятия, ориентированные на временный рост стоимости объекта городского имущества.

Решения о продаже принимает Департамент имущества города Москвы с привлечением специалистов отраслевых департаментов, представителей префектур, представителей государства в органах управления акционерных обществ в рамках работы соответствующих комиссий Правительства Москвы.

При решении сохранить объекты собственности в коммерческом управлении мотивацией городских органов власти является финансовая эффективность управления городской собственностью, привлечение инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности объектов собственности, роль Объекта в обеспечении жизнедеятельности городского хозяйства и населения города, модернизация производства, налаживание и укрепление производственных связей.

Управление городской собственностью, используемой в коммерческих целях, должно быть основано на количественных и качественных критериях оценки эффективности управления.

К количественным критериям относятся:

- Прямые финансовые поступления в бюджет (дивиденды, доходы от продажи объектов собственности, передачи в доверительное управление и т.п.).

- Опосредованные финансовые поступления в бюджет (увеличение налоговых поступлений, доходы от нового строительства и др.).

- Повышение стоимости объектов собственности города Москвы и предприятий с городской долей собственности.

- Повышение управляемости городской собственностью и предприятиями (увеличение доли города в капитале предприятия, увеличение числа представителей города в органах управления, повышение контроля за использованием объектов недвижимости и др.).

К качественным критериям оценки эффективности управления собственностью города Москвы относятся: привлечение частных инвестиций, реализация градостроительных проектов, развитие городской инфраструктуры, решение целевых городских задач, увеличение инновационного потенциала и ряд других критериев в соответствии с политикой Правительства Москвы.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП в раздел "Реструктуризация городского портфеля акций" настоящего приложения внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

Реструктуризация городского портфеля акций

 

Для целей настоящей Программы и структурирования пакетов акций, собственником которых является город Москва, общества с долей города в уставном капитале разделены на три группы.

В первую группу (таблица 1 Приложения 2 к Программе) включены общества, пакеты акций которых рекомендуются к приватизации в 2005 году.

Во вторую группу включены общества, в уставном капитале которых доля города Москвы составляет 50% и менее (таблица 2 Приложения 2 к Программе).

Третья группа содержит перечни обществ с долей города Москвы в уставном капитале более 50%. Пакеты акций этих обществ на этапе реализации настоящей Программы продаже, как правило, не подлежат (таблица 3 Приложения 2 к Программе).

Вторая группа обществ структурирована на две подгруппы в зависимости от доли города в уставном капитале:

первая подгруппа - общества, доля города в уставном капитале которых меньше 25% + 1 акция;

вторая подгруппа - общества, доля города в уставном капитале которых больше 25%, но не более 50%.

В первой подгруппе второй группы выделены перечни:

- обществ, выплативших году дивиденды по итогам работы за года свыше 1 млн. рублей. Пакеты акций данных обществ целесообразно сохранить в собственности города Москвы по экономическим критериям;

- обществ, пакеты акций которых рекомендуются к приватизации на период до 2007 года, исходя из методических подходов и критериев, принятых в "Методических принципах формирования перечня пакетов акций, собственником которых является город Москва, подлежащих приватизации (продаже) в 2005-2007 годах" (Приложение 2 к постановлению Правительства). При этом конкретные способы приватизации пакетов акций определяются с учетом предложений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы.

Во второй подгруппе второй группы выделены перечни обществ:

- общества, которые выплачивают городу дивиденды в сумме свыше 1 млн. руб. в год, а также общества с показателем интегральной доходности акций больше бюджетной нормы дисконта. Пакеты акций данных обществ целесообразно сохранить в собственности города Москвы по экономическим критериям;

- общества с показателем интегральной доходности акций меньше бюджетной нормы дисконта. Пакеты акций обществ данной группы рекомендуются к рассмотрению на приватизацию исходя из принятых методических подходов и критериев. При этом решение о приватизации, конкретные способы и сроки приватизации пакетов акций этого перечня определяются Департаментом имущества города Москвы с учетом предложений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы;

- общества, стоимость чистых активов которых меньше нуля. Пакеты акций данного перечня рекомендуются к приватизации в первоочередном порядке. Часть обществ этого перечня может быть ликвидирована в соответствии с действующим законодательством по предложениям отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы.

 

Формы управления собственностью города Москвы при реализации программы

 

При реализации Программы городские органы исполнительной власти исходят из того, что существующие организационно-правовые схемы управления собственностью города Москвы, а также формы участия представителей города Москвы в органах управления хозяйственных обществ требуют совершенствования исходя из целей и задач настоящей Программы. Рынок управления городской собственностью должен стать конкурентным. Мировой опыт и опыт крупнейших российских компаний показывает, что эффективную защиту имущественных интересов собственников, конкурентное преимущество на рынках и привлечение инвестиционных средств смогут обеспечить только организации, использующие опыт профессиональных менеджеров. В этой связи одними из важнейших направлений совершенствования управления собственностью города Москвы являются:

- Привлечение специализированных управляющих компаний с использованием правового механизма доверительного управления собственностью города Москвы.

- Создание холдинговых компаний для управления предприятиями, деятельность которых направлена на выпуск продукции в одном рыночном сегменте, а также перспективных в отношении интеграции производственных и хозяйственных связей.

- Формирование инвестиционных фондов в целях управления слабо ликвидными пакетами акций городской собственности, управления имущественными комплексами и в целях реализации крупных инвестиционных проектов.

 

Доверительное управление собственностью города Москвы

 

Доверительное управление является наиболее подходящим способом для долгосрочного управления имуществом, с передачей объекта управляющей компании, но сохранением за учредителем управления права собственности на объект управления.

При доверительном управлении городские власти ставят перед управляющей компанией следующие задачи:

- Увеличение получаемого от управления собственностью города дохода.

- Увеличение стоимости объекта собственности. При этом подразумевается, что данная задача может быть решена за определенный период времени и при условии успешного проведения специальных мероприятий, направленных на усовершенствование технических и эксплуатационных характеристик, привлечения инвестиций, выпуска новой продукции, инноваций и т.п.

- Подготовка объекта городской собственности к продаже с большой выгодой. Решение этой задачи связано с реализацией целого комплекса мероприятий, зачастую носящих неоднозначный характер, но в целом основанных на мероприятиях по повышению стоимости объекта собственности.

Доверительное управление имуществом, находящимся в собственности города Москвы, включает в себя вопросы финансового анализа и прогноза, элементы антикризисного управления, финансового учета, маркетинга, консалтинга, оценки, а также брокерские услуги, если это необходимо.

Процесс доверительного управления имеет несколько этапов и на каждом из них он должен быть максимально прозрачным и понятным для городских властей с минимизацией возможных рисков при управлении городским имуществом:

- Принятие решения об организации доверительного управления, определение целей для решения которых учреждается доверительное управление.

- Проведение экспертизы, оценки имущества, разработка основных положений для проведения конкурса на доверительное управление.

- Проведение конкурса на право заключения договора доверительного управления объектом городской собственности, в ходе которого претенденты - управляющие компании разрабатывают и представляют в конкурсную комиссию подробные планы (программы) управления, предоставляют гарантии по сохранению имущества и городских доходов при доверительном управлении.

- Управляющая компания осуществляет управление, имея генеральные полномочия, определенные рамками договора и плана (программы) управления.

- Контроль за управляющей компанией осуществляется на основе постоянного мониторинга управленческих решений, типовых и индивидуальных форм отчетности.

Процедура передачи в доверительное управление и процесс управления объектами городской собственности регулируются (помимо законодательных и нормативных актов федеральных органов власти):

- В отношении городских долей собственности в хозяйственных обществах:

- Положением о порядке проведения конкурса по передаче находящихся в собственности города Москвы акций (долей участия) хозяйственных обществ в доверительное управление (приложение 3 к постановлению Правительства Москвы).

- Положением о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при учреждении доверительного управления находящимися в собственности города Москвы акциями открытых акционерных обществ с продажей по результатам доверительного управления (приложение 4 к постановлению Правительства Москвы).

- В отношении объектов недвижимого имущества:

- Временным положением о порядке передачи объектов недвижимого имущества, принадлежащих городу Москве на праве собственности, в доверительное управление (приложение 6 к постановлению Правительства Москвы).

 

Холдинговое управление городской собственностью

 

Управление городским хозяйством имеет все элементы управления крупными корпоративными структурами. Перспективной формой является холдинговое управление. Формирование холдинговых компаний на основе объектов собственности, имущественных прав и пакетов акций предприятий, деятельность которых лежит в одинаковых рыночных сегментах и имеющих тесные производственные и хозяйственные связи, является основной формой управления в крупных межотраслевых корпорациях.

Холдинговая форма управления городской собственностью может существенно повысить управляемость отдельными отраслевыми сегментами промышленности города. При этом увеличивается гибкость управления и оперативность принятия решений в конкретных отраслях промышленности, повышается ориентация на новые рынки и технологии. Происходит резкое повышение суммарной капитализации за счет вывода акций холдингов на финансовые рынки.

Холдинг - группа компаний с однородными отраслевыми признаками, имеющая известную торговую марку и занимающая лидирующее положение на рынке, обладающая высокой краткосрочной и долгосрочной финансовой устойчивостью, управляемая по автономному типу.

При холдинговом управлении городские власти ставят перед управляющей холдинговой компанией следующие задачи:

- Формирование эффективной вертикально-интегрированной системы управления отдельными отраслевыми сегментами городского хозяйства.

- Кооперация с крупными российскими и зарубежными производителями товаров и услуг с целью расширения качества и ассортимента товаров и услуг в московском регионе, выхода на региональные рынки, создания новой продукции.

- Планомерное увеличение капитализации городского портфеля ценных бумаг за счет вывода акций холдинговых компаний на финансовый рынок.

Существенным аргументом в целесообразности формирования холдинговых управляющих компаний является тот факт, что подавляющее большинство предприятий с городской долей собственности не имеют перспектив вывода своих акций на финансовый рынок. Только крупные отраслевые компании и их конгломераты способны привлекать инвестиционные средства с организованного рынка ценных бумаг.

Холдинг - управляющая компания создается в форме открытого акционерного общества с долей города Москвы в уставном капитале. Одной из основных функций холдинговой компании является реализация ее права как акционера на участие в управлении обществами для последовательного улучшения результатов суммарной финансовой деятельности обществ, входящих в холдинг, повышения доходности и рыночной стоимости (капитализации) имущества на основе эффективного менеджмента.

Уставный капитал холдинговой управляющей компании формируется за счет:

- внесения принадлежащих городу Москве пакетов корпоративных акций;

дефис второй утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст дефиса второго абзаца восьмого

Создание холдинговых управляющих компаний регулируется постановлениями Правительства Москвы:

от 5 августа 2003 г. N 644-ПП "Об утверждении Временного положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах";

от 27 апреля 2004 г. N 271-ПП "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах".

 

Инвестиционные фонды с участием города Москвы

 

Инвестиционные фонды - это новая форма кредитно-финансовых институтов, активно развивающаяся в последние несколько десятилетий в западных странах. Опыт развитых зарубежных финансовых рынков показал, что инвестиционный фонд является эффективным инструментом по реорганизации низко ликвидных активов (акции мелких и средних компаний, муниципальные и корпоративные облигации) в ликвидные, привлечения средств в крупные инвестиционные проекты, повышения отдачи от вложений в доходную недвижимость.

Инвестиционные фонды являются перспективной формой управления пакетами акций города Москвы, городской недвижимостью и способны наравне с другими кредитно-финансовыми институтам осуществлять финансирование экономики города Москвы. Развитие инвестиционных фондов тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг - чем выше уровень развития рынка ценных бумаг, тем выше уровень развития фондов.

При создании инвестиционных фондов городские власти ставят следующие задачи:

- Повышение ликвидности и доходности городского портфеля ценных бумаг.

- Развитие профессиональных форм управления ценными бумагами: пакетами акций города, корпоративными облигациями предприятий города Москвы, муниципальными ценными бумагами.

- Привлечение инвестиционных средств в отдельные капиталоемкие инвестиционные проекты.

- Максимизации доходов от управления и реализации недвижимости.

Законодательство Российской Федерации предусматривает функционирование акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов. Субъект федерации может выступать учредителем только акционерного общества открытого типа - создавать только акционерный инвестиционный фонд.

Акционерные инвестиционные фонды находятся в сфере действия корпоративного законодательства акционерных обществ. Отличительные особенности законодательства, регулирующие деятельность акционерных инвестиционных фондов относятся к повышенным требованиям, предъявляемым к участникам инвестиционного процесса.

Управление средствами инвестиционного фонда осуществляется на профессиональной основе - специализированной управляющей компанией, имеющей государственную лицензию. Пакеты акций инвестиционного фонда хранятся в специализированном депозитарии.

Государственный орган, осуществляющий регулирование российского рынка ценных бумаг, предъявляет жесткие требования к отчетности инвестиционных фондов и управляющих их активами компаниям.

Порядок создания и деятельность инвестиционных фондов с участием города Москвы регулируется законодательством и нормативными актами федеральных органов власти и Положением о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при учреждении управления имуществом города Москвы с использованием инструментов финансового рынка и институтов коллективных инвестиций (приложение 9 к постановлению Правительства Москвы).

 

Развитие системы контроля за деятельностью профессиональных управляющих

 

Управление собственностью города Москвы на основе принципов децентрализации и профессионализма должно предусматривать систему контроля за деятельностью управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление пакетами акций, объектами недвижимости и активами инвестиционных фондов, контроля за деятельностью холдинговых компаний и представителей города - профессиональных корпоративных директоров.

При управлении долями города Москвы профессиональными организациями и физическими лицами возникают следующие основные риски:

- риски, связанные с передачей имущества во владение, пользование и управление;

- случайной гибели, случайного повреждения, частичной или полной утраты стоимости имущества;

- риски неполучения (недополучения) выгоды от совершения сделок (риски упущенной выгоды);

- риски возникновения прямых и косвенных убытков;

- прочие риски.

Снижение указанных рисков можно обеспечить, используя следующие механизмы:

- Осуществление прозрачности и открытости процедур управления собственностью города.

- Гарантии предоставления финансового и имущественного обеспечения для возмещения причиненных вследствие ненадлежащего управления убытков.

- Введение системы штрафных санкций при ненадлежащем управлении и невыполнении договорных обязательств.

- Создание эффективной процедуры контроля за деятельностью управляющего и обеспечения его обязательств.

- Обеспечение системы учета собственности города Москвы, проведение постоянного мониторинга стоимости предприятий с городскими долями, объектов недвижимости, городского фондового портфеля и недвижимого имущества в целом.

К гарантиям предоставления финансового и имущественного обеспечения для возмещения причиненных вследствие ненадлежащего управления долями города убытков относится:

- страхование финансовых рисков при доверительном управлении пакетами акций, объектами недвижимости и активами инвестиционных фондов.

- страхование объектов недвижимости и имущественных объектов предприятий города Москвы.

- страхование гражданской ответственности управляющей компании.

- страхование гражданской ответственности смежных и подрядных организаций.

- предоставление банковских, имущественных и других гарантий при кредитовании и других финансовых операциях.

Предпочтительным способом защиты интересов собственника, клиентов и управляющей компании является страхование. Страхование может использоваться при передаче в управление объектов городской собственности. Перечень возможных страховых случаев определяется собственником имущества и согласовывается с управляющей компанией.

Система контроля управления объектами собственности города Москвы основывается на постоянном наблюдении за экономической обоснованностью действий управляющих.

В процессе экономического обоснования на выбранный период планирования прогнозируются доходы и расходы при управлении объектом. Решаются задачи финансирования, определяются денежные потоки и ставки дисконтирования, удовлетворяющие требованиям собственника. Особое внимание уделяется времени поступления и оттока денежных средств, выручке от продажи продукции, затратам на управление, капитальный ремонт и эксплуатацию объектов недвижимости. В ходе периодических экономических экспертиз необходимо:

- определять период планирования бюджета расходов и доходов от управления объектом собственности города Москвы (краткосрочный бюджет города Москвы содержит данные менее чем за один год, бюджет города Москвы - это сводная ведомость прогнозируемых доходов и расходов за один год, долгосрочный бюджет города Москвы прогнозирует данные более чем на один год - 3-5 лет.);

- составлять перечень мероприятий по основным направлениям управления объектом в разрезе стратегии управления;

- прогнозировать размер доходов и расходов от управления объектом в соответствии со стратегией управления.

Итоговым результатом является периодический мониторинг бюджета доходов и расходов при управлении объектом городской собственности. Бюджет - финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей управления. Таким образом, бюджет является квинтэссенцией всех прогнозируемых мероприятий по управлению, в нем отражаются стратегия и планы управления на запланированный период.

Назначение документов периодической отчетности (отчетов управляющего) - информирование учредителя управления об основных результатах деятельности управляющих в течение отчетного периода.

Форма и периодичность предоставления отчетности устанавливается договором на управление и распорядительными документами уполномоченных органов Правительства Москвы. Отчеты управляющих должны подтверждать выполнение планов управления и достижение целей учредителя управления.

Общие требования к содержанию отчетов управляющих:

- сводные финансовые показатели управления объектом (действительный валовой доход, операционные расходы, чистый операционный доход и т.д.);

- инвестиции в развитие объекта (работы по капитальному ремонту, приобретение оборудования и т.д.);

- размер вознаграждения субъекта управления за отчетный период (при необходимости расчет суммы вознаграждения оформляется приложением к отчету);

- перечень мероприятий по управлению объектом собственности города, осуществленных субъектом управления за отчетный период.

Конкретные включаемые в отчет показатели и прилагаемые к отчету документы зависят от особенностей договора на управление и формы управления.

Виды отчетности:

- ежеквартальный отчет, для отражения операционных (текущих) результатов деятельности по управлению;

- годовой отчет, в котором отражаются тактические (промежуточные) результаты управления;

- отчет за весь период действия договора, в котором излагаются стратегические результаты и итоги управления объектом собственности города.

Департамент имущества города Москвы (в лице ответственного подразделения) на основании предоставляемых отчетов оценивает выполнение планов управления объектом собственности города и контролирует достижение поставленных целей. Изменения содержания планов управления утверждаются учредителем управления путем оформления дополнительных соглашений к договору на управление.

Помимо отчетов управляющий предоставляет учредителю:

- копии договоров, заключенных в период управления объектом собственности города (договоры на оказание услуг, агентские договоры и т.д.);

- изменения в составе и сроках выполнения планов управления;

- аналитические материалы по параметрам спроса и предложения, ценовой ситуации: на рынке продукции предприятия; на рынке товаров и услуг и др.;

- изменения в кадровом составе управляющей компании и на управляемом предприятии;

- документы, регулирующие деятельность управляющего и объекта управления).

Порядок осуществления контроля регулируется Положением об организации контроля за деятельностью доверительных управляющих по управлению переданным им имуществом города Москвы (приложение 7 к постановлению Правительства Москвы).

Расширение системы контроля при управлении собственностью города Москвы обуславливает развитие и совершенствование системы учета собственности предприятий с долями города Москвы и переданных в управление объектов, а также системы финансово-экономического анализа деятельности управляющих и городских предприятий.

К основным параметрам учета собственности предприятий города относятся:

- доли города в капитале обществ;

- доли крупных собственников - акционеров предприятий;

- основное имущество объектов управления и предприятий с долями города Москвы: объекты недвижимости, права на земельные участки, ценные бумаги, оборудование, интеллектуальная собственность.

К основным параметрам учета при финансово-экономическом анализе относятся:

- финансовая отчетность управляющих предприятий (баланс и его отчетные формы);

- объем и номенклатура выпускаемой продукции;

- структура основных затрат, структура кредиторской и дебиторской задолженности;

- основные параметры бизнес-планов и стратегии развития предприятий и объектов управления.

На основе данных по учету собственности переданных в управление объектов городской собственности и учетных параметров при финансово-экономическом анализе формируется интегрированная информационная система с учетом информации и баз данных Департамента имущества города Москвы, отраслевых департаментов, Москомрегистрации, Департамент земельных ресурсов и других организаций.

На основе системы учета собственности и финансово-экономического анализа деятельности предприятий осуществляется мониторинг стоимости переданных в управление объектов, предприятий с городскими долями и городского фондового портфеля в целом.

 

Участники программы и управление реализацией программы

 

Участниками Программы являются:

- Департамент имущества города Москвы;

- Департамент экономической политики и развития города Москвы;

- Департамент финансов города Москвы;

- Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы;

- отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы;

- Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России по Центральному федеральному округу;

- социально и экономически значимые городские предприятия;

- предприятия, контрольный пакет акций которых принадлежит городу;

- прочие предприятия с долей города Москвы;

- компании, осуществляющие управленческую деятельность в различных отраслевых секторах промышленности города Москвы;

- компании, профессионально управляющие недвижимостью (сервейнговые, девелоперские, эксплуатационные и др.).

- привлекаемые профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- общественные саморегулируемые профессиональные организации;

- привлекаемые консалтинговые, оценочные и аудиторские компании;

- научно-исследовательские и учебные учреждения.

Общее управление реализацией Программы осуществляет Департамент имущества города Москвы.

 

Финансовое обеспечение программы

 

Финансирование Программы, финансирование и экономическое стимулирование привлечения инвестиций в объекты собственности города Москвы и общества с долями города Москвы осуществляется за счет:

- Внесения имущества, имущественных прав города Москвы в уставные капиталы вновь создаваемых обществ, а также действующих обществ, осуществляющих дополнительную эмиссию акций.

- Эмиссии акций и оплаты размещаемых дополнительных акций участниками финансового рынка при увеличении уставных капиталов обществ в порядке, установленном действующим законодательством.

- Бюджетных средств, выделяемых в составе расходов бюджета г. Москвы в 2005-2007 годах целевым назначением на оценку объектов собственности города Москвы.

- Эмиссии и размещения облигаций отдельных крупных и социально значимых обществ, в том числе с компенсацией части купонного дохода, выплачиваемого обществами в рамках размещенного ими облигационного займа, из бюджета города Москвы, в формах бюджетных кредитов или бюджетных субсидий на условиях, установленных постановлением Правительства Москвы от 6 мая 2003 г. N 339-ПП "Об экономическом стимулировании хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение инвестиций с использованием инструментов фондового рынка".

- Предоставления бюджетных кредитов на пополнение оборотных средств обществ, поставляющих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги в рамках городского заказа, реализующих городские инвестиционные проекты, а также осуществляющих поставку продукции для первоочередных потребностей инфраструктуры городского хозяйства при условии получения положительных результатов проведенной проверки финансового состояния общества. Бюджетные кредиты предоставляются обществам только в случаях, если иные способы финансирования не могут быть использованы либо являются менее эффективными с точки зрения имущественных интересов города Москвы.

- Компенсации за счет средств бюджета части процентных платежей по привлекаемым обществами коммерческим кредитам в форме бюджетных кредитов или субсидий.

- Привлечения отдельными обществами заимствований под залог их имущественных комплексов.

Финансирование программы может осуществляться с использованием иных схем, а также источников финансирования, целесообразность привлечения и использования которых определяется Правительством Москвы.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Реализация Программы позволит:

- Создать прозрачную структуру управления собственностью города Москвы - осуществить группировку городской собственности по степени значимости, видам деятельности, доходности и управляемости.

- Провести обоснованную и адресную приватизацию объектов городской собственности.

- Внедрить современные методы управления: делегировать часть управленческих функций специализированным компаниям и профессионалам с учетом требований антимонопольного законодательства.

- Создать дополнительные механизмы привлечения прямых и портфельных инвестиций в экономику города.

- Существенно увеличить капитализацию предприятий с городской долей собственности и фондового портфеля города Москвы.

- Резко уменьшить количество долей города в предприятиях без значимых для города активов и не имеющих финансово-экономических перспектив развития.

- Проводить обоснованную оценку эффективности управления собственностью города Москвы.

Основной эффект для городской экономики от реализации Программы в первую очередь заключается в появлении дополнительных инвестиций за счет внедрения новых форм управления городской собственностью, увеличения доходной части бюджета города Москвы, ожидаемом повышении финансово-экономических показателей деятельности предприятий с долей города в уставном капитале.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.