г. Тюмень |
|
8 ноября 2018 г. |
Дело N А81-10941/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 28.04.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 31.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А81-10941/2017 по заявлению акционерного общества "Медторгсервис" (143444, Московская область, город Красногорск, микрорайон Опалиха, улица Геологов, дом 6, помещение 1, ИНН 7743067791, ОГРН 1027743016300) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59, ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297) об оспаривании акта плановой комплексной проверки и требования.
В заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Медторгсервис" - Жуков А.В. по доверенности от 15.10.2017;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - Людкевич А.А. по доверенности от 10.09.2018, Викола В.А. по доверенности от 13.01.2018.
Суд установил:
акционерное общество "Медторгсервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Фонд) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 05.10.2017 и требования от 18.10.2017 N 4668 в части требования возвратить денежные средства в размере 9 559 483 руб., а также штрафа в размере 955 948,30 руб.
Решением от 28.04.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы Фонд указывает на нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования; отсутствие правовых оснований для проведения Обществом зачета списанных налоговым органом денежных средств. Также, по мнению Фонда, суды не дали оценку всем заявленным Фондом доводам.
Общество возражает против доводов Фонда согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - средств ОМС) филиалом Общества в г. Салехард за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о нецелевом расходовании средств ОМС в размере 9 559 483 руб., выразившимся в использовании указанных денежных средств на погашение задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
По результатам проверки составлен акт от 05.10.2017, в котором отражено требование об уплате в течение 10 дней в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению в размере 9 559 483 руб., а также штрафа в размере 955 948,30 руб.
11.10.2017 Общество направило в адрес Фонда возражения к акту проверки от 05.10.2017.
В письме от 18.10.2017 N 4668 Фондом возражения заявителя признаны необоснованными, установлен новый срок для возврата денежных средств, использованных не по целевому назначению (10 дней со дня предъявления настоящего требования).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 N 1310-П, Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2016, приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение от 16.04.2012), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводам о недоказанности факта нецелевого использования средств Фонда; о нарушение прав и законных интересов Общества в сфере экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частями 1, 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).
Из анализа вышеприведенные нормы следует, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии со статьями 13, 34 Закона N 326-ФЗ, Положением от 16.04.2012 территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводят соответствующие проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 N 1310-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год (далее - Программа).
Программой определены способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию и структура тарифа на оплату медицинской помощи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию были установлены Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2016.
Согласно пункту 25.2 Тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лабораторий и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Как установлено судами, Общество оказывало медицинскую помощь застрахованным лицам на основании договоров на предоставление медицинской помощи по ОМС.
В рамках осуществления данной деятельности Общество заключило с ПОО "МЕТАКО" контракт от 15.11.2012 N 20/2012 на поставку расходных материалов для проведения процедур гемодиализа. Общая стоимость поступивших в указанный период расходных материалов и медицинских препаратов составила 16 050 232,68 руб.
Оплата стоимости учтенных на балансе филиала Общества расходных материалов осуществляется путем перечисления денежных средств, поступающих от страховых медицинских организаций со специализированного счет филиала на счет заявителя, и в дальнейшем расходуются, в том числе на оплату поставленных расходных материалов по контракту.
Задолженность филиала в г. Салехарде перед Обществом за расходные материалы была погашена частично, на сумму 6 056 785,31 руб., за счет целевых средств, перечисленных филиалу в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь по программе ОМС, и по состоянию на 16.08.2016 составила 9 993 447,37 руб.
На основании постановления Красногорского городского суда Московской области следователем по особо важным делам следственного отдела по г. Красногорску Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области Нефедовым А.В. 16.08.2016 был наложен арест на имущество Общества в виде запрета распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах заявителя в банках и иных кредитных организациях сроком до 25.10.2016.
26.10.2016 денежные средства в сумме 9 559 483 руб. в принудительном (безакцептном) порядке были списаны с расчетного счета филиала N 40702810700000104206, открытого для учета операций со средствами ОМС, на основании решения от 15.08.2016 N 26561 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
По мнению Фонда, погашение задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов не предусмотрено Территориальной программой на 2016 год и Тарифным соглашением, следовательно, является нецелевым использованием средств ОМС.
Арбитражные суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установив, что сумма средств, полученных филиалом Общества на оплату медицинской помощи по ОМС, соответствует стоимости оказанной медицинской помощи по ОМС в представленных реестрах счетов и счетах; факт надлежащего оказания медицинских услуг подтверждается первичными документами; Обществом выполнены условия тарифного соглашения, пришли к выводу об отсутствии нецелевого использования выделенных средств.
Признавая незаконным требование Фонда о перечислении в бюджет указанных средств, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что такое перечисление фактически будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих заявителю, что не предусмотрено законодательством.
Принимая судебные акты, суды обеих инстанций также учли непредставление Фондом доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны Общества.
Так, в рассматриваемом случае наложенный судом запрет распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах заявителя в банках и иных кредитных организациях, а также безакцептное списание налоговым органом денежных средств со счет заявителя, лишили филиал возможности произвести перечисление денежных средств со своего счета, в частности для оплаты поставленных расходных материалов и медицинских препаратов.
Вместе с тем Общество, действуя добросовестно, несмотря на то, что в период с 16.08.2016 по 25.10.2016 счет филиала был заблокирован, продолжало оказывать медицинские услуги по проведению процедур гемодиализа застрахованным лицам; оплата за поставленные ранее расходные материалы и медицинские препараты в адрес филиала была произведена в полном объеме; генеральным директором одномоментно со списанием денежных средств заявителя в счет оплаты налогов принято решение зачесть списанные со счета филиала денежные средства в размере 9 559 483 руб. в качестве оплаты за товар.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения заявителя к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС у Фонда не имелось.
Поскольку акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и требование от 18.10.2017 N 4668 в оспариваемой части нарушают права и законные интересы Общества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Фонда о нецелевом использовании средств ОМС получил надлежащую правовую оценку со стороны судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылки в кассационной жалобе на судебную практику не принимаются, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.04.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 31.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-10941/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
...
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию были установлены Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2016."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф04-5009/18 по делу N А81-10941/2017