г. Тюмень |
|
28 ноября 2018 г. |
Дело N А03-18239/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю на постановление от 20.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-18239/2017 Арбитражного суда Алтайского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Губинское" (658690, Алтайский край, Суетский район, село Верх-Суетка, ул. Украинская, 2, ОГРН 1062235010331, ИНН 2275001348) в лице конкурсного управляющего Салата Дениса Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю (658671, Алтайский край, Благовещенский район, р.п. Благовещенка, улица Кирова,дом 68, ИНН 2235007174, ОГРН 1042201021279) о признании незаконными действий, выразившихся в непредставлении запрошенной информации.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Донцова А.Ю.) в заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю - Жумигин Д.Н. по доверенности от 03.05.2018.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Губинское" в лице конкурсного управляющего Салата Дениса Викторовича (далее - Салата Д.В., конкурсный управляющий, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в непредставлении запрошенной информации.
Решением от 15.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) заявление конкурсного управляющего удовлетворено частично, признан незаконным отказ Инспекции в предоставлении информации о месте жительства директора ООО "Губинское" Рябченко В.Н., учредителя ООО "Губинское" Комардиной О.Г.
Постановлением от 20.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, заявленные конкурсным управляющим требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы налоговый орган указывает на то, что документы, запрашиваемые Салата Д.В., содержат сведения, отнесенные к персональным данным, доступ к которым может быть предоставлен исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. В отношении информации о наличии имущества должника Инспекция ссылается на то, что вопросы о наличии зарегистрированных прав на недвижимое и движимое имущество относятся к компетенции соответствующих уполномоченных законом на то государственных органов и, следовательно, не могут быть представлены Инспекцией. Кроме того, по мнению налогового органа, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя в части обязания устранить допущенные нарушения, поскольку процедура банкротства в отношении ООО "Губинское" завершена, в связи с чем исполнение постановления суда апелляционной инстанции не представляется возможным, так как Салата Д.В. прекратил исполнение полномочий конкурсного управляющего.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, решением от 14.10.2016 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13410/2016 ООО "Губинское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Салата Д.В.
Салата Д.В. 17.08.2016 обратился в налоговый орган с запросом N 22-0-1-79/4400/2015-1207 о предоставлении:
- копий документов, подтверждающих наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу юридического лица за период с 25.07.2006 по настоящее время;
- заверенных копий учредительных документов ООО "Губинское", в том числе учредительного договора, устава, копии свидетельства о постановке на учет, присвоении ИНН и т.п. за период с 25.07.2006 по настоящее время;
- заверенных копий всех документов, предоставленных учредителями при регистрации юридического лица за период с 25.07.2006 по настоящее время;
- заверенных копий документов, предоставленных при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных и не связанных с внесением изменений в учредительные документы за период с 25.07.2006 по настоящее время;
- копии заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения с приложением данного решения (при наличии) за период с 25.07.2006 по настоящее время;
- копий документов, подтверждающих наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица за период с 25.07.2006 по настоящее время.
Письмом от 28.08.2017 N 03-08/0829ДПС Инспекция конкурсному управляющему предоставила копии учредительных документов на 64 листах, но при этом отказала в предоставлении информации о зарегистрированных правах, предложив обратиться в соответствующий уполномоченный орган, и в предоставлении копий заявлений о государственной регистрации по причине конфиденциальности информации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Салата Д.В. в части признания недействительным отказа Инспекции в предоставлении информации о месте жительства директора ООО "Губинское" Рябченко В.Н., учредителя ООО "Губинское" Комардиной О.Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что арбитражный управляющий имеет право на получение указанных сведений, поскольку данное право предусмотрено законодательством, регламентирующим деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры несостоятельности, и направлено на реализацию арбитражным управляющим своих полномочий в интересах должника и его кредиторов. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований заявителя в оставшейся части, суд первой инстанций указал на то, что в заявлении конкурсного управляющего отсутствует информация о том, для каких целей заявитель просит предоставить налоговый орган сведения о должнике; конкурсным управляющим не запрашивалась информация у налогового органа, о которой в последующем заявлено суду; заявителем в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что должником изменялось место нахождения, изменялся уставный капитал и т.д.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых конкурсным управляющим сведений.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет, в числе прочего, право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Абзацем десятым пункта 1 статьи 20.3 N 127-ФЗ установлена обязанность физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления по представлению запрошенных арбитражным управляющим сведений в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Признавая необоснованным отказ налогового органа в предоставлении копий документов, предоставленных учредителями при регистрации юридического лица, при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных и не связанных с внесением изменений в учредительные документы, суд апелляционной инстанции обоснованно учел, что конкурсный управляющий, обращаясь в налоговый орган с соответствующим заявлением, действовал в целях реализации своих обязанностей, определенных Законом N 127-ФЗ, и в пределах полномочий, предоставленных ему положениями статей 20, 20.3, 129 Закона N 127-ФЗ; при этом данная информация необходима конкурсному управляющему для надлежащего проведения процедуры банкротства. Иной возможности получить запрашиваемые сведения у конкурсного управляющего не имеется.
Доказательств отсутствия испрашиваемых заявителем у Инспекции документов и информации налоговым органом не представлено.
Доводы налогового органа о наличии в истребуемых конкурсным управляющим документах информации о персональных данных физических лиц, а также на установленный Законом о персональных данных запрет на их распространение третьим лицам без согласия субъекта персональных данных, были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены.
Принимая во внимание, что конкурсный управляющий в силу прямого указания Закона N 127-ФЗ обладает полномочиями на обращение в государственные органы, к числу которых относятся и налоговые органы, с запросом о предоставлении информации и документов, касающихся деятельности должника, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Инспекция, обладая соответствующей информацией, не имела правовых оснований для отказа в предоставлении такой информации конкурсному управляющему по его запросу.
Непредставление данных сведений непосредственно нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует сбору сведений о должнике, соответственно, реализации конкурсным управляющим предоставленных законодательством о банкротстве специальных полномочий по исполнению решения суда.
При этом судами принято во внимание, что в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, за ненадлежащее исполнение установленных законом обязанностей несет соответствующую закрепленную законом ответственность, вплоть до уголовной.
Вместе с тем, признавая неправомерным отказ налогового органа в предоставлении копий документов, подтверждающих наличие у должника (учредителя, руководителя) права пользования в отношении объекта недвижимости по месту регистрации, суд апелляционной инстанции не учел доводы налогового органа о том, что вопросы о наличии зарегистрированных прав на недвижимое и движимое имущество относятся к компетенции соответствующих уполномоченных законом на то государственных органов и, следовательно, не могут быть представлены Инспекцией.
Так, в соответствии с пунктами 5, 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, относятся к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Согласно пункту 8 части 13 статьи 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются арбитражному управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Законом N 127-ФЗ.
Таким образом, принятие решения о предоставлении сведений (документов) о зарегистрированных правах на недвижимое имущество должника и сделках с ним отнесено к компетенции уполномоченных органов в сфере государственной регистрации, кадастра и картографии.
Поскольку отказ налогового органа представить документы о зарегистрированных правах основан на том, что осуществление данных действий относится к компетенции иного уполномоченного на то государственного органа; при этом доказательств, свидетельствующих о наличии у Инспекции запрашиваемых документов, заявителем не представлено, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности отказа налогового органа в данной части является ошибочным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, указывая в резолютивной части постановления об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения, не учел доводы Инспекции и письменные пояснения конкурсного управляющего Салата Д.В. о том, что в связи с прекращением конкурсного производства в отношении ООО "Губинское" на основании определения от 22.03.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13410/2016, исключением ООО "Губинское" из ЕГРЮЛ и прекращением полномочий конкурсного управляющего Салата Д.В., необходимость, а также правовые основания для получения запрошенных сведений арбитражным управляющим, отсутствуют.
С учетом изложенного суд округа считает не основанными на установленных по делу обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции в данной части.
Поскольку судом апелляционной инстанции неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, постановление суда апелляционной инстанции подлежит частичной отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что установления по делу фактических обстоятельств не требуется, суд кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания неправомерным отказа налогового органа в предоставлении копий документов, подтверждающих наличие у должника (учредителя, руководителя) права пользования в отношении объекта недвижимости по месту регистрации и обязании устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 20.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18239/2017 Арбитражного суда Алтайского края отменить в части признания незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю, выразившихся в не предоставлении запрошенных конкурсным управляющим ООО "Губинское" 17.08.2017 копий документов, подтверждающих наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу юридического лица, за период с 25.07.2006 по настоящее время; копий документов, подтверждающих наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица, за период с 25.07.2006 по настоящее время, а также в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю в срок, не позднее семи дней с момента вступления постановления в законную силу, устранить допущенные нарушения. В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части постановление от 20.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку отказ налогового органа представить документы о зарегистрированных правах основан на том, что осуществление данных действий относится к компетенции иного уполномоченного на то государственного органа; при этом доказательств, свидетельствующих о наличии у Инспекции запрашиваемых документов, заявителем не представлено, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности отказа налогового органа в данной части является ошибочным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, указывая в резолютивной части постановления об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения, не учел доводы Инспекции и письменные пояснения конкурсного управляющего Салата Д.В. о том, что в связи с прекращением конкурсного производства в отношении ООО "Губинское" на основании определения от 22.03.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13410/2016, исключением ООО "Губинское" из ЕГРЮЛ и прекращением полномочий конкурсного управляющего Салата Д.В., необходимость, а также правовые основания для получения запрошенных сведений арбитражным управляющим, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2018 г. N Ф04-5492/18 по делу N А03-18239/2017