г. Тюмень |
|
21 декабря 2018 г. |
Дело N А27-4282/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" на решение от 01.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.И.) и постановление от 18.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-4282/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (652600, город Белово, улица 2-я Рабочая, ОГРН 1034202007212, ИНН 4202023801) к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (652600, город Кемерово, проспект Советский, 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Нецлова О.А.) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" - Баклицкая И.В. по доверенности от 09.01.2018.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (далее - ООО "Водоснабжение", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - ГЖИ, инспекция) от 26.02.2018 N 1-281.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город" (далее - ООО УК "Город").
Решением от 01.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 18.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
По мнению подателя жалобы, у него отсутствует обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета холодной воды (далее - ОДПУ); ОДПУ являются общим имуществом многоквартирного дома, поэтому их установка, обслуживание и ремонт должны осуществляться управляющей компанией; судами не учтено, что общество не имеет правовых механизмов воздействия на управляющую компанию.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ООО УК "Город", инспекция выявила нарушение ООО "Водоснабжение" части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Предписанием от 26.02.2018 N 1-281 на общество возложена обязанность в срок до 01.09.2018 установить ОДПУ в многоквартирных домах по адресу: город Белово, 3 микрорайон, NN 1, 18, 20, 68, 69, 79, 80, 82, 84, 93А, 94, 95, 97, 98.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Водоснабжение" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной жалобы исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета (часть 1).
До 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
До 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
После 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу Закона об энергосбережении аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в многоквартирных домах N N 1, 18, 20, 68, 69, 79, 80, 82, 84, 93А, 94, 95, 97, 98, расположенных в 3 микрорайоне города Белово отсутствуют ОДПУ; в многоквартирных домах N 8 и N 72 этого же микрорайона ОДПУ установлены, однако находятся в нерабочем состоянии, акты ввода их в эксплуатацию отсутствуют; указанные выше многоквартирные дома подключены к сетям холодного водоснабжения, принадлежащим ООО "Водоснабжение"; плата за холодное водоснабжение жителям данных домов начисляется по нормативу.
Поскольку в рассматриваемом случае собственники не обеспечили оснащение многоквартирных домов ОДПУ, суды пришли к верному выводу, что данная обязанность перешла к сетевой организации (ООО "Водоснабжение").
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4282/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" на решение от 01.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.И.) и постановление от 18.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-4282/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (652600, город Белово, улица 2-я Рабочая, ОГРН 1034202007212, ИНН 4202023801) к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (652600, город Кемерово, проспект Советский, 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании ненормативного правового акта.
...
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ООО УК "Город", инспекция выявила нарушение ООО "Водоснабжение" части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2018 г. N Ф04-5958/18 по делу N А27-4282/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5958/18
18.10.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8416/18
04.09.2018 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8416/18
01.08.2018 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4282/18