г. Тюмень |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А27-3240/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области на решение от 06.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 10.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю.) по делу N А27-3240/2018 по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкий перинатальный центр" (654041, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Сеченова (Центральный район), 26, ОГРН 1024201468213, ИНН 4217034429) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области в лице Новокузнецкого филиала (650000, Кемеровская область, г.Кемерово, ул.Красноармейская, 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) о признании незаконным акта.
Суд установил:
государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкий перинатальный центр" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области в лице Новокузнецкого филиала (далее - Фонд, ТФОМС Кемеровской области) о признании незаконным акта внеплановой контрольной проверки Учреждения от 10.02.2018 N 03 (далее - акт внеплановой проверки) в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в сумме 1 032 843,06 руб. и уплаты штрафа в размере 10% от указанной суммы.
Решением от 06.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение Фонда, выраженное в акте внеплановой проверки от 10.02.2018 N 03, в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в сумме 1 032 843, 06 руб., и уплаты штрафа в размере 10% от указанной суммы.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Фонд считает, что проведение внеплановой контрольной проверки устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе плановой проверки Учреждения, инициировано обоснованно. Указывает, что основанием для проведения внеплановой контрольной проверки Учреждения послужили: невыполнение требования Фонда о возврате средств, использованных не по целевому назначению и неисполненные обязательства по оплате ремонтных работ капитального характера, срок исполнения которых наступил в период плановой проверки, то есть правонарушения, возникшие в период плановой проверки и носящие длящийся характер.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает доводы Фонда несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что на основании приказов от 26.10.2017 и 10.11.2017 в отношении Учреждения Фондом проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного (рационального) использования средств, выделенных на реализацию территориальной программы ОМС, и тематическая проверка среднемесячной оплаты труда в 2017 году к уровню 2016 года.
По результатам проверки составлен акт от 30.11.2017 N 36, которым Учреждению предписано восстановить средства, использованные не по целевому назначению в сумме 29 570 246,12 руб. в течение 10 рабочих дней на счет ТФОМС Кемеровской области; уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме 2 957 024,61 руб. на счет ТФОМС Кемеровской области.
На основании приказа от 31.01.2018 N 20 Фондом проведена внеплановая контрольная проверка Учреждения, по результатам которой составлен акт от 10.02.2018 N 03, которым выявлено нецелевое использование средств ОМС, Учреждению предписано восстановить средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 032 843,06 руб. в течение 10 рабочих дней на счет ТФОМС Кемеровской области; уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме 103 284,31 руб. на счет ТФОМС Кемеровской области.
Не согласившись с актом внеплановой проверки, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 4, 34, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктов 2, 5, 6, 17, 17.2, 23.3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного акта.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Судами установлено, что в приказе от 31.01.2018 N 20 указано провести внеплановую контрольную проверку Учреждения за период с 01.10.2017 по 01.02.2018 на предмет устранения нарушений медицинской организацией в использовании средств ОМС, выявленных в ходе комплексной проверки (проведенной с 01.11.2017 по 30.11.2017).
В акте проверки от 10.02.2018 N 03 также указан проверяемый период - с 01.10.2017 по 01.02.2018.
Согласно акту проверки от 30.11.2017 N 36 в период с 01.11.2017 по 30.11.2017 в отношении Учреждения проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного (рационального) использования средств ОМС, при этом проверяемый период - с 01.07.2015 по 30.09.2017.
Установив данные обстоятельства, учитывая, что предметом внеплановой контрольной проверки являлось именно устранение нарушений медицинской организацией в использовании средств ОМС, выявленных в ходе плановой комплексной проверки, проведенной с 01.11.2017 по 30.11.2017, проверяемый период по которой четко определен как с 01.07.2015 по 30.09.2017, суды обоснованно пришли к выводу о том, что фактически при проведении внеплановой контрольной проверки был проверен иной период - с 01.10.2017 по 01.02.2018, который в период плановой проверки не входил, Фондом проанализирована оплата по договорам подряда, проведенная после периода, входящего в плановую проверку (после 31.09.2017).
Довод Фонда о том, что правонарушения, возникшие в период плановой проверки, носят длящийся характер, кассационная инстанция не принимает в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку данное обстоятельство (наступление срока исполнения обязательств по оплате ремонтных работ капитального характера в период проведения плановой проверки и непосредственно после нее) не свидетельствует о правомерности проведения внеплановой контрольной проверки за период, который не входил в период плановой комплексной проверки.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали оспариваемый акт недействительным и нарушающим права и законные интересы Учреждения.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе мотивам не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3240/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области на решение от 06.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 10.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю.) по делу N А27-3240/2018 по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкий перинатальный центр" (654041, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Сеченова (Центральный район), 26, ОГРН 1024201468213, ИНН 4217034429) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области в лице Новокузнецкого филиала (650000, Кемеровская область, г.Кемерово, ул.Красноармейская, 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) о признании незаконным акта.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 4, 34, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктов 2, 5, 6, 17, 17.2, 23.3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного акта."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2019 г. N Ф04-6759/18 по делу N А27-3240/2018