г. Тюмень |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А03-22821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Обские плесы" на решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края (судья Зверева В.А.) и постановление от 09.01.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Павлова Ю.И., Полосин А.Л.) по делу N А03-22821/2017 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 230, ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Обские плесы" (658030, Алтайский край, Тальменский р-н, р.п. Тальменка, ОГРН 1112208000937, ИНН 2277012218) о взыскании задолженности по арендной плате.
Суд установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Минприроды Алтайского края, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Обские плесы" (далее - ООО "Санаторий "Обские плесы", общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате:
по договору N 19/10 в размере 49 698,32 руб., из них в федеральный бюджет 38 298,55 руб., в краевой бюджет 11 399,77 руб., по договору N 19/11 в размере 49 013,74 руб., из них в федеральный бюджет 37 693,42 руб., в краевой бюджет 11 320,32 руб., всего 98 712,06 руб.
Решением от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.01.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с ООО "Санаторий "Обские плесы" в пользу Минприроды Алтайского края взыскана задолженность по арендной плате: по договору N 19/10 в размере 49 698,32 руб., из них в федеральный бюджет 38 298,55 руб., в краевой бюджет 11 399,77 руб., по договору N 19/11 в размере 49 013,74 руб., из них в федеральный бюджет 37 693,42 руб., в краевой бюджет 11 320,32 руб., всего 98 712,06 руб.
С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 948 руб.
ООО "Санаторий "Обские плесы" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, требования общества удовлетворить.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: изменение размера арендной платы, указанной в договорах аренды, прошедших государственную регистрацию, также подлежит обязательной государственной регистрации, в связи с отсутствием такой регистрации оснований для расчета задолженности с учетом изменения арендной ставки не имеется; фактически арендная плата изменена арендодателем в одностороннем порядке, тогда как законом и договорами предусмотрено иное; нарушения денежного обязательства арендатором перед арендодателем не допущено; поскольку увеличения ставок и коэффициентов нормативными актами не производилось за спорный период, изменение размера арендной платы в данном случае может быть произведено только в результате соглашения сторон; в данном случае изменение порядка исчисления арендной платы на прошедшее время в нарушение условий договоров, влекущее существенное увеличение ее размера, нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
В отзыве на кассационную жалобу Минприроды Алтайского края просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Управлением лесами Алтайского края (арендодатель) и ЗАО "Санаторий профилакторий "Обские плесы" (переименовано в ООО "Санаторий "Обские плесы") (арендатор) были заключены два договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 24.09.2010 N 19/10 (далее - договор N 19/10) и от 11.03.2011 N 19/11 (далее - договор N 19/11).
На основании указа губернатора Алтайского края от 21.10.2013 N 54 с 01.01.2014 Управление лесами Алтайского края было реорганизовано путем слияния в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, которое впоследствии постановлением администрации Алтайского края от 26.08.2016 N 297 "Об органах исполнительной власти Алтайского края" с 01.01.2017 Главное управление природных ресурсов было переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Согласно договору N 19/10 истец предоставил ответчику во временное пользование лесной участок площадью 4,6 га, расположенный на территории Алтайского края, Тальменского района, Озерского лесничества, Кислянского участкового лесничества, N квартала 149 (выделы NN 1, 2, 3, 4, 12, 18, 19, 20, 22).
В пункте 8.1 договора N 19/10 установлен срок действия договора с 24.09.2010 по 24.09.2035.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 19/10 ежегодная арендная плата на момент заключения договора составляла 168 200 руб., из них в федеральный бюджет - 129 352,58 руб., в краевой бюджет 38 847,77 руб. Расчет арендной платы указан в том же пункте договора N 19/10.
Согласно пункту 2.3 договора N 19/10 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка.
При изменении в установленном порядке ставок платы за единицу площади лесного участка и коэффициентов, применяемых к ставкам платы, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы, которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для арендатора, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
На основании заключенных между сторонами договоров N N 19/10, 19/11 ответчику в аренду предоставлены леса для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно лесохозяйственному регламенту Озерского лесничества Алтайского края, а также договору N 19/10 и договору N 19/11 арендуемые лесные участки (квартал N 149 Кислянского участкового лесничества) относятся к категории защитных лесов (нерестоохранные полосы).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2014 N 194 "О выделении особо защитных участков лесов на территории Алтайского края и установлении их границ" выделы 1, 2, 3, 4, 8 квартала 149 Кислянского участкового лесничества Озерского лесничества Алтайского края отнесены к особо защитным участкам лесов.
Между истцом и ответчиком 15.01.2015 было заключено дополнительное соглашение от 15.01.2015 N 3 к договору N 19/10 согласно которому арендная плата изменилась и составила: в 2015 году - 177 130 руб.; в 2016 году - 184 573 руб.; в 2017 году и последующих годах - 193 504 руб.
Расчет арендной платы указан в приложении N 8 к договору N 19/10.
Согласно договору N 19/11 истец предоставил ответчику во временное пользование лесной участок площадью 9,98 га, расположенный на территории Алтайского края, Тальменского района, Озерского лесничества, Кислянского участкового лесничества, N квартала 149 (выделы NN 3, 4, 8, 12, 18, 19, 20, 21, 22).
В пункте 8.1 договора N 19/11 установлен срок действия договора с 11.03.2011 по 11.03.2060.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 19/11 ежегодная арендная плата на момент заключения договора составляла 364 927 руб., из них в федеральный бюджет - 280 638 руб., в краевой бюджет 84 289 руб. Расчет арендной платы указан в том же пункте договора N 19/11.
Согласно пункту 2.3 договора N 19/11 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка.
При изменении в установленном порядке ставок платы за единицу площади лесного участка и коэффициентов, применяемых к ставкам платы, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы, которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для арендатора, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
Между истцом и ответчиком 15.01.2015 было заключено дополнительное соглашение от 15.01.2015 N 4 к договору N 19/11 согласно которому арендная плата изменилась и составила: в 2015 году - 384 304 руб.; в 2016 году - 400 451 руб.; в 2017 году и последующих годах - 419 828 руб.
Расчет арендной платы указан в приложении N 8 к договору N 19/11. Указанные договоры и дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
При проведении с 19.06.2017 по 07.07.2017 Федеральным агентством лесного хозяйства проверки исполнения Минприроды Алтайского края переданных полномочий в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, за 2015 - 2016 годы был выявлен недополученный доход в федеральный бюджет в связи с неверным применением ставок платы и поправочных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
В ходе проверки установлено, что при расчете размера арендной платы по договору N 19/10 и договору N 19/11 неверно применен коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, предусмотренный пунктом "а" примечания к таблице 11 Постановления N 310, а именно вместо коэффициента 2, применяемого в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, ошибочно был применен коэффициент равный 1,5.
По результатам проверки составлен акт от 07.07.2017 N 18/2017-ВП и выдано предписание от 06.09.2017 N 18/2017-ВП, в которых указано на необходимость министерству обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, в том числе по причине занижения повышающего коэффициента в отношении особо защитных участков лесов, обеспечить взыскание дополнительно выявленного недополученного дохода.
В целях исполнения указанного требования министерством в адрес ответчика были направлены письма от 22.08.2017 N 41/П/7657, N 41/П/7659, в которых размер арендной платы был приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также содержалось требование о необходимости внесения в бюджет недополученного дохода (разницы между арендной платой, установленной условиями договора, и арендной платы, начисленной на основании акта проверки).
В связи с тем, что арендатор добровольно требования не исполнил, Минприроды Алтайского края обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8, 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьями 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 8 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319, правовой позицией, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 303-ЭС15-17402, принимая во внимание, что арендная плата подлежит расчету в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, поскольку при заключении договоров N 19/10, N 19/11 при расчете арендной платы за лесной участок неверно применен коэффициент 1,5, применяемый в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, а следовало применить коэффициент 2, пришел к выводу о том, что общество обязано доплатить арендную плату, рассчитанную в соответствии с Постановлением N 310, в связи с чем удовлетворил исковые требования министерства.
При этом отметил, что изменение размера арендной платы в результате применения коэффициента 2 вместо ошибочно примененного коэффициента 1,5, не является изменением условия договора о размере арендной платы по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ, подлежащая взысканию сумма задолженности по арендной плате представляет собой недополученный доход по платежам за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Доводы ответчика о том, что при заключении договоров аренды истец обладал информацией о категории лесных участков, суд отклонил, так как размер арендной платы с учетом Постановления N 310 и объективных обстоятельств (местоположение лесного участка) мог быть определен арендатором самостоятельно.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, дополнительно указав, что в данном случае формула расчета не изменяется.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными актами (часть 2 статьи 4 ЛК РФ).
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ и статьей 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
Положениями статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой ценой.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы и поправочные коэффициенты за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Федеральным агентством лесного хозяйства был издан приказ от 10.06.2014 N 194, который подлежит применению с момента его подписания, согласно которому необходимо было применять коэффициент 2, предусмотренный для особо защитных участков лесов в защитных лесах.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что арендная плата подлежит расчету в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, поскольку при заключении договоров N 19/10, N 19/11 при расчете арендной платы за лесной участок неверно применен коэффициент 1,5, применяемый в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, а следовало применить коэффициент 2, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что общество обязано доплатить арендную плату, рассчитанную в соответствии с Постановлением N 310, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования министерства.
Таким образом, доводы ответчика не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.01.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-22821/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф04-1145/19 по делу N А03-22821/2017