г. Тюмень |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А27-6567/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Уласовской А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" на решение от 22.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) и постановление от 12.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Логачев К.Д.) по делу N А27-6567/2018 по заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) в заседании участвовала представитель публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" - Дубровская Г.Н. по доверенности от 27.06.2018.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ПАО "КЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.01.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (далее - ООО "Теплосервис", третье лицо).
Решением от 22.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, обществу отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "КЭСК" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению подателя жалобы, наличие в его действиях нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольным органом не доказано.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в управление поступило заявление ООО "Теплосервис" о нарушении ПАО "КЭСК" антимонопольного законодательства.
При рассмотрении указанного обращения установлено, что ООО "Теплосервис" является теплоснабжающей организацией на территории Мариинского городского поселения.
01.07.2016 между ООО "Теплосервис" (абонент) и ПАО "КЭСК" (энергоснабжающая организация) заключен договор электроснабжения N 35604 (далее - договор N 35604), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется осуществлять абоненту продажу электрической энергии и мощности, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную энергию; перечень объектов электроснабжения (адресов поставки) и актов разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства согласован сторонами и приведен в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью договора.
Согласно актам раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 22.07.2016, составленному между ООО "Теплосервис" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК", сетевая организация), максимальная мощность объекта третьего лица (котельная N 2, улица Сибиряков-Гвардейцев, 2) составляет 400 кВт, категория надежности электроснабжения вторая. На балансе сетевой организации находится фидер Ф-0,4-3, КТП-004 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-1-М, КТП-118 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-15-М; на балансе потребителя - ООО "Теплосервис" находятся ВУ-0,4 кВ котельной N 2, расчетные приборы учета электрической энергии, внутренние электрические сети и электрооборудование. Границы раздела балансовой принадлежности сторон установлены в точке N 1: на контактном соединении наконечников КЛ 0,4 кВ, в РУНН КТП-004п (1 источник), на контактном соединении КЛ 0,4 кВ в РУНН КТП-118 (2 источник).
ПАО "КЭСК" направило в адрес ООО "Теплосервис" уведомление о введении режима ограничения потребления на объекте, являющемся точкой поставки по договору, и о необходимости погашения задолженности (письмо от 09.06.2017 N 80-21-29/9433), указав, что при невыполнении требования о погашении задолженности по договору N 350604 в размере 4 155 764,56 руб., начиная с 20.06.2017 с 10 до 14 часов до даты погашения задолженности (кроме праздничных и выходных дней), будет усилено ограничение режима потребления электрической энергии; в присутствии представителя общества третьему лицу необходимо отключить следующие энергопринимающие устройства: котельная (улица Сибиряков-Гвардейцев, 2); принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением режима ограничения.
20.06.2017 представителями ПАО "КЭСК" и ООО "Теплосервис" составлен акт ограничения режима потребления на объекте (котельная N 2, улица Сибиряков-Гвардейцев), из которого следует, что в отношении энергопринимающих устройств введено частичное ограничение потребление электрической энергии (ограничение по точке поставки на 4 часа); общая отключаемая мощность 400 кВт; двери щитовой опломбированы, при этом содержится указание, что после отключения электроустановки являются действующими.
Аналогичные акты ограничения режима потребления на данном объекте были составлены 21-23, 26-30 июня, 03-06 июля 2017 года.
12.07.2017 между ООО "Теплосервис" и ООО "КЭнК" согласованы акты технологической и аварийной брони электроснабжения, в соответствии с которыми нагрузка электроприемников технологической брони электроснабжения на котельной N 2 в зимний период составляет 45 кВт, в летний период - 30 кВт (электроприемниками, включенными в технологическую броню электроснабжения, являются: сетевой насос - 30 кВт, дымосос - 15 кВт, время завершения технологического процесса 1 час, допустимое время перерыва электроснабжения 1 час), нагрузка электроприемников аварийной брони электроснабжения составляет 5 кВт (аварийное Г освещение); питающие линии N 1-6 из графы 3 могут быть отключены на время, указанное в графе N 11; питающие линии N 1-6 могут быть отключены по истечении времени, указанного в графе 10; электроснабжение объекта (котельной N 2), в том числе электроприемников технологической и аварийной брони электроснабжения, осуществляется по второй категории надежности от фидеров Ф-10-1-М, КТП-004 (ПС 35/10 кВ "Авангард"); Ф-10-15-М, КТП-118 (ПС "Мариинская городская").
Решением управления от 15.01.2018 N 03/275 (резолютивная часть оглашена 22.12.2017) по делу N 24/А-10-2017 общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем злоупотребления доминирующим положением на локальном розничном рынке поставки электрической энергии (мощности), выразившимся в указании в уведомлении о введении режима ограничения потреблении электрической энергии в отношении объекта ООО "Теплосервис" (котельной N 2) сведений о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии путем полного отключения энергопринимающих устройств от электроснабжения (ниже уровня аварийной брони электроснабжения), а также во введении полного ограничения режима потребления на вышеуказанном объекте в течение июня-июля 2017 года, что привело к ущемлению интересов ООО "Теплосервис" в сфере предпринимательской деятельности и к прекращению в часы ограничения оказания услуг горячего водоснабжения неограниченному кругу лиц на территории Мариинского городского поселения.
На основании указанного решения обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ПАО "КЭСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о нарушении обществом запрета, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, и наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Закон N 135-ФЗ формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет совершения действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", оценивая действия (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
На основании пункта 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" утвержденный Правительством Российской Федерации порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями (участниками оптового и розничных рынков) в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в том числе запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Так, пунктом 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 названных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с названными Правилами.
Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов, отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (пункт 2 Приложения к Правилам N 422).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что котельная N 2 ООО "Теплосервис" является объектом централизованного водоснабжения; работа всего технологического оборудования связана с потреблением электрической энергии; вместе с тем согласно актам ограничения режима потребления электрической энергии, составленным 20-23, 26-30 июня, 03-06 июля 2017 года, данный объект был полностью обесточен путем отключения вводных рубильников в распределительном щите от центров питания, двери которого после отключения опломбировались представителем общества.
Отключение электроустановок котельной N 2 повлекло прекращение подачи горячей воды гражданам-потребителям и в социально-значимые объекты Мариинского городского поселения, в том числе не имеющим задолженности за услуги горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае избранный ПАО "КЭСК" способ защиты своих гражданских прав налагает на его контрагента неразумные ограничения, выполнение которых влечет нарушение прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Как верно отмечено управлением, гарантирующий поставщик не лишен возможности защитить свои права иными способами, в том числе путем судебного взыскания задолженности за потребленную энергию и неустойки.
С учетом изложенного вышеуказанные действия общества правомерно квалифицированы антимонопольным органом и судами как нарушение запрета, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ПАО "КЭСК" требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.11.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6567/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" утвержденный Правительством Российской Федерации порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями (участниками оптового и розничных рынков) в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в том числе запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Так, пунктом 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 названных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
...
В рассматриваемом случае избранный ПАО "КЭСК" способ защиты своих гражданских прав налагает на его контрагента неразумные ограничения, выполнение которых влечет нарушение прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Как верно отмечено управлением, гарантирующий поставщик не лишен возможности защитить свои права иными способами, в том числе путем судебного взыскания задолженности за потребленную энергию и неустойки.
С учетом изложенного вышеуказанные действия общества правомерно квалифицированы антимонопольным органом и судами как нарушение запрета, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф04-207/19 по делу N А27-6567/2018