г. Тюмень |
|
1 июля 2019 г. |
Дело N А75-11207/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Алексеевой Н.А.
Беловой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение от 27.09.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Фёдоров А.Е.) и постановление от 12.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-11207/2018 по заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 29, ИНН 8601999247, ОГРН 1138600001693) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) об оспаривании предписания.
Суд установил:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) от 25.05.2018 N ЖН-124/2018.
Решением от 27.09.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 12.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, фонд просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что перечисление собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт на счет жилищного кооператива "Мир" (далее - ЖК "Мир") не свидетельствует о поступлении таких взносов региональному оператору, в связи с чем фондом правомерно начислялись пени за несвоевременную уплату таких взносов.
Служба отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи Киричёк Ю.Н. в связи с нахождением ее в отпуске на судью Алексееву Н.А., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении собственников помещений (квартиры N N 9, 90, 166, 167) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Нижневартовск, улица Ханты-Мансийская, дом 21, корпус 3 (далее - многоквартирный дом), службой в период с 08.05.2018 по 25.05.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении фонда, являющегося региональным оператором, в ходе которой установлено нарушение порядка формирования фонда капитального ремонта (необоснованное начисление пеней за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт).
По результатам проверки 25.05.2018 службой составлен акт проверки и выдано предписание N ЖН-124/2018, согласно которому фонду надлежало в срок не позднее 25.07.2018 произвести перерасчет начисленной неустойки с учётом оплаты взносов собственниками квартир NN 9, 90, 166, 167 за расчетный период "сентябрь 2014 года - февраль 2018 года".
Не согласившись с предписанием службы, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у службы правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку отсутствовало уклонение собственников вышеназванных квартир от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3 статьи 170 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 названной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании неоднократно принимались решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (протоколы от 28.02.2014, от 01.02.2015).
В связи с тем, что выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, Администрацией города Нижневартовска принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении этого дома на счете регионального оператора - фонда (постановление от 24.02.2015 N 333).
Исходя из положений статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 N 568-п.
Таким образом, как верно отмечено судами, с 01.09.2014 у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.
Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Как следует из материалов дела и установлено судами, начисление взносов на капитальный ремонт и направление платежных документов собственникам помещений в многоквартирном доме производилось фондом с июня 2016 года; при этом во исполнение принятых собственниками решений от 28.02.2014, от 01.02.2015 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете начисление взносов и направление платежных документов также осуществлялось управляющей организацией - ЖК "Мир"; ввиду недействительности указанных решений службой выдавались предписания от 23.09.2016, от 18.10.2017 о прекращении ЖК "Мир" сбора средств собственников на специальном счете и перечислении их на счет регионального оператора; в связи с оспариванием предписания от 23.09.2016 в судебном порядке (дело N А75-3712/2017), последующей сменой руководителя ЖК "Мир", отказом банка от проведения платежных операций фактическое перечисление денежных средств управляющей организацией на счет фонда состоялось в феврале 2018 года; собственники квартир NN 9, 90, 166 и 167 с ноября 2017 года регулярно оплачивали взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора, внесенные ими в полном объеме взносы за предыдущий период на специальный счет не были своевременно перечислены фонду по вине управляющей организации.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, в том числе поведение собственников названных квартир, действующих в обычных для них условиях и добросовестно исполняющих обязанности по перечислению платежей на основании платежных документов, предъявляемых организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией службы о необоснованном начислении фондом указанным лицам пеней за неуплату взносов на капитальный ремонт за спорный период.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание службы соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы фонда в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.09.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 12.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11207/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2019 г. N Ф04-1220/19 по делу N А75-11207/2018