Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2019 г. N Ф04-1220/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А75-11207/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14287/2018) Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2018 по делу N А75-11207/2018 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1138600001693, ИНН 8601999247) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604) об оспаривании предписания N ЖН-124/2018 от 25.05.2018,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее по тексту - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - заинтересованное лицо, Служба) об оспаривании предписания N ЖН-124/2018 от 25.05.2018.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2018 в удовлетворении заявления Фонда отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает на то, что при принятии решения судом не учтен пункт 1 статьи 312 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), согласно которому обязательства должны исполняться надлежащему лицу, поскольку в соответствии с постановлением администрации города Нижневартовска от 24.02.2015 N 333 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города от 10.07.2014 N 1350 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" собственники помещений в многоквартирном жилом доме N 21 по ул. Ханты-Мансийская в г. Нижневартовске формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то и денежные средства непосредственно должны вносится на счет Фонда.
Служба в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд и Служба, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 07.05.2018 N ЖН-124/2018 в отношении Фонда проведена внеплановая документарная проверка в части правомерности начисления неустойки (пени) при формировании фонда капитального ремонта собственникам квартир N 9, 90, 166, 167 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 21, корп. 3.
В ходе проверки Службой установлено, что Фондом произведено начисление пени по взносам на капитальный ремонт собственникам помещений в доме, расположенном по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 21, корп. 3, без учета взносов фактически уплаченных на специальный счет.
По результатам проверки составлен акт от 25.05.2018 N ЖН-124/2018.
На основании указанного акта выдано предписание от 25.05.2018 N ЖН-124/2018, в соответствии с которым Фонду предписано в срок до 25.07.2018 произвести перерасчет начисленной неустойки с учётом оплаты взносов на капитальный ремонт, произведенной за расчетный период сентябрь 2014 года - февраль 2018 года по лицевым счетам квартир N 9, N 90, N 166 и N 167 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 21, корп. 3.
Заявитель, не согласившись с выданным предписанием, обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
27.09.2018 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Исходя из положений части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что в действиях собственников жилых помещений, указанных в оспариваемом предписании, отсутствовала вина, поскольку платежи вносились ими своевременно и в соответствии с получаемыми от управляющей организации платежными документами, поэтому оснований для привлечения собственников многоквартирного дома к ответственности не имеется.
Поддерживая позицию суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия руководствуется следующим.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Так, в силу положений части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3 статьи 170 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее по тексту - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Так, программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 568-п от 25.12.2013.
Согласно статье 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее по тексту - Закон N 54-оз) фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме формируется из взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, процентов, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 3 указанного законно определено, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке окружной программы капитального ремонта и включения в нее многоквартирного дома, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не позднее 30 июня 2014 года.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться Югорский оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в его адрес копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона N 54-оз собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, а также пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в размере, установленном в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 21, корп. 3, включен в региональную программу капитального ремонта, в связи с чем обязанность по уплате взносов у собственников возникла с 01.09.2014.
Как следует из материалов дела, несвоевременная оплата взносов на капитальный ремонт была произведена на счет регионального оператора, в связи с формированием фонда капитального ремонта на специальном счете дома в период с сентября 2014 года по февраль 2018 года.
Так, собственники указанного дома на общем собрании, оформленном протоколом от 16.02.2014 N 8, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Указанное решение не было реализовано в порядке, установленном статьей 3 Закона N 54-оз, Службой по результатам проведенной проверки вынесено предписание от 15.01.2015N УУ-1\2014, которым на кооператив возложены обязанности в срок до 30.03.2015: - прекратить выставление счетов (квитанции) на капитальный ремонт многоквартирного дома 21, корпус 3 по ул. Ханты-Мансийская, город Нижневартовск немедленно; - возвратить собственникам помещений указанного в пункте 1 многоквартирного дома ранее оплаченные взносы на капитальный ремонт.
Указанное предписание обжаловалось кооперативом, однако, решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2015 по делу А75-1989/2015 в удовлетворении требований отказано.
Кроме того, в рамках дела N А75-3712/2017 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решением от 04.05.2017 отказано в признании незаконным предписания Службы N ЖН-209/2016 от 23.09.2016, согласно которому Кооператив обязан в срок не позднее 23.11.2016: 1) прекратить сбор средств на формирование фонда капитального ремонта, незамедлительно; 2) расторгнуть договор банковского счета, открытого в ПАО "Сбербанк"; 3) произвести перечисление полученных денежных средств от собственников дома на счета собственников общего счета регионального оператора.
Данное предписание вынесено, в связи с тем, что Служба в ходе проверки пришла к выводу о том, что решение собственников по выбору способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, оформленное протоколом N 10 от 01.02.2015, не было принято.
В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ администрацией города Нижневартовска было принято постановление от 24.02.2015 N 333 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации г. Нижневартовска от 10.07.2014 N 1350 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора".
Изложенное выше свидетельствует о том, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 21, корп. 3, должны были вносить взносы на капитального ремонта на общий счет регионального оператора - Югорского Фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Обязанность регионального оператора представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме также предусмотрена пунктом 9 части 2 статьи 182 ЖК РФ.
Как следует из представленных в материалы дела выписок по лицевым счетам квартир N 9, N 90, N 166 и N 167 многоквартирного дома по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 21, корп. 3, собственники указанных квартир своевременно и в полном объеме производили оплату взносов на капитальный ремонт по реквизитам, указанным в платежном извещении, направленном лицом, осуществляющим управление домом - Жилищным кооперативом "Мир".
Указанное свидетельствует о том, что обязанность по внесению взносов собственниками квартир N 9, N 90, N 166 и N 167 добросовестно исполнялась.
Вины в не поступлении денежных средств не на счет Фонда от собственников квартир N 9, N 90, N 166 и N 167 не имеется, поскольку собственники, как любое иное лицо, действующее в обычных для него условиях и во исполнение обязательств перед управляющей организацией, которая представляет интересы собственников многоквартирных жилых домов, добросовестно вносили плату на основании предоставленных ему платежных документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что в период с сентября 2014 года по февраль 2018 года собственниками квартир N 9, N 90, N 166 и N 167 указанного выше многоквартирного дома регулярно производилась оплата взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 2 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств предусмотрены статьей 401 ГК РФ. Согласно указанной норме данные основания различаются в зависимости от того, связано ли исполнение нарушенного обязательства с осуществлением должником предпринимательской деятельности или нет. Так, по общему правилу в случае, если исполнение нарушенного обязательства связано с осуществлением должником предпринимательской деятельности, он несет ответственность независимо от его вины (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), в случае, если исполнение обязательства не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, должник несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В данном случае, исходя из обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что по результатам проверки Служба обоснованно указала на то, что в рассматриваемом случае собственникам квартир N 9, N 90, N 166 и N 167 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 21, корп. 3, не может быть вменено в вину ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 года по февраль 2018 года, поскольку фактически оплата таких взносов собственником производилась.
Уплата взносов ненадлежащему лицу обусловлена наличием указанных выше споров в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах, перечисления взносов на специальный счет жилищного кооператива "Мир", а не на счет регионального оператора, не может квалифицироваться в качестве уклонения собственника от исполнения возложенной на него обязанности, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что у Фонда отсутствовали достаточные правовые и фактические основания для начисления собственникам квартир N 9, N 90, N 166 и N 167 неустойки в соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ.
С учетом изложенного, ссылка Фонда на пункт 1 статьи 312 ГК РФ отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющая значения для дела, поскольку вывод об отсутствии оснований для начисления неустойки мотивирован не надлежащим выполнением собственниками обязательств по внесению взносов на капительный ремонт, а отсутствием вины в нарушении срока их внесения на счет регионального оператора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания, считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на Фонд.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2018 по делу N А75-11207/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1138600001693, ИНН 8601999247) 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 10.10.2018 N 8959 на сумму 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11207/2018
Истец: Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры
Третье лицо: Гильванова Флюра Гафуровна, Зырянов Валерий Михайлович, Хомочкин Владислав Сергеевич, Хомочкин Сергей Иванович, Хомочкина Эмилия Сергеевна, Шайхутдинов Тимур Асхатович