г. Тюмень |
|
6 ноября 2019 г. |
Дело N А45-44635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Первухиной О.В.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу Мэрии города Новосибирска на решение от 24.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 08.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-44635/2018 по заявлению Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, проспект Красный, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630007, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании незаконными решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: Уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области; общества с ограниченной ответственностью "Голд", "Ван Мастер Плюс", "Легенда".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Гребенюк Д.В.) в заседании участвовали представители:
от Мэрии города Новосибирска - Владимирова Т.Б. по доверенности от 22.10.2019;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Трубникова А.И. по доверенности от 09.01.2019;
от Уполномоченного по правам предпринимателей в Новосибирской области - Козырев А.В. по доверенности от 02.07.2019.
Суд установил:
Мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) от 20.09.2018 и предписания от 20.09.2018 N 29 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговле.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Голд" (далее - ООО "Голд"), "Ван Мастер Плюс" (далее - ООО "Ван Мастер Плюс"), "Легенда" (далее - ООО "Легенда"); Уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области (далее - Уполномоченный по правам предпринимателей).
Решением от 24.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 08.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе мэрия, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, сдача имущества в аренду является правом собственника (в данном случае распорядителя земельных участков), а не его обязанностью; суды неправильно применили положения статей 209, 264, 421, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 39.6, пункта 15 статьи 39.8, пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), частей 1, 6 статьи 10, части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), пункта 16.3 раздела II Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Новосибирской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, установленного приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 24.01.2011 N 10, пункта 2.2 Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 N 1336.
Антимонопольный орган, Уполномоченный по правам предпринимателей в отзывах на кассационную жалобу ссылаются на законность и обоснованность принятых судебных актов, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Голд", ООО "Ван Мастер Плюс", ООО "Легенда" отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, мэрией (арендодатель) были заключены договоры аренды земельных участков, расположенных в пределах Ленинского района города Новосибирска, для размещения нестационарных объектов (эксплуатации торговых павильонов) по улице Станционной с ООО "Легенда" от 02.10.2014 N 119366а (на земельный участок с кадастровым номером 54:35:063170:4, площадью 78 кв.м, сроком с 02.10.2014 по 02.10.2017) и с ООО "Ван Мастер Плюс" от 28.02.2015 N 121089а (на земельный участок с кадастровым номером 54:35:063170:37, площадью 1402 кв.м, сроком с 28.02.2015 по 28.02.2018), от 28.02.2015 N 121359а (на земельный участок с кадастровым номером 54:35:063170:136, площадью 199 кв.м, сроком с 28.02.2015 по 28.02.2018), от 22.05.2017 N 128698а (на земельный участок с кадастровым номером 54:35:063170:135, площадью 105 кв.м, сроком с 21.05.2017 по 21.04.2018) (далее - договоры аренды).
Пунктом 4.1.2 договоров аренды предусмотрено право арендатора на продление договора на условиях, согласованных сторонами, при условии письменного уведомления арендодателя не позднее, чем за 30 календарных дней до истечения срока договора аренды, о желании продлить действие договора.
ООО "Легенда" 27.07.2017 и ООО "Ван Мастер Плюс" 17.10.2017 обратились в мэрию с заявлениями о продлении срока действия названных договоров аренды.
Письмами от 28.02.2018 N 31/19/02110 и от 24.01.2018 N 31/19/00661 мэрия сообщила, соответственно, ООО "Легенда" и ООО "Ван Мастер Плюс" о принятии комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска решения об организации сквера в границах территории, ограниченной улицей Станционной и Бетонным переездом; утверждении постановлением мэрии от 08.12.2017 N 5470 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации сквера по улице Станционной в Ленинском районе; невозможности заключения договоров аренды на новый срок в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:063170:4, 54:35:063170:135, 54:35:063170:136, 54:35:063170:37 попадают в границы планируемой зоны организации сквера, и необходимости освободить указанные земельные участки.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Легенда" и ООО "Ван Мастер Плюс" в антимонопольный орган.
Решением от 20.09.2018 антимонопольный орган признал действия мэрии, выразившиеся в отказе ООО "Легенда" и ООО "Ван Мастер Плюс" в продлении договоров аренды, нарушающими положения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и подпункта "д" пункта 4 статьи 15 Закона N 381-ФЗ.
На основании данного решения мэрии также выдано предписание от 20.09.2018 N 29 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговле, в соответствии с которым ей необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 05.12.2018 рассмотреть возможность размещения ООО "Легенда" и ООО "Ван Мастер Плюс" нестационарных торговых объектов на условиях, сопоставимых по условиям размещения по ранее заключенным договорам аренды (в случае письменного обращения ООО "Ван Мастер Плюс", ООО "Легенда"), согласно действующему законодательству.
Мэрия, не согласившись с названными решением и предписанием антимонопольного органа, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы мэрии.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Аналогичное положение в области регулирования торговой деятельности предусмотрено подпунктом "д" пункта 4 статьи 15 Закона N 381-ФЗ, устанавливающим запрет для органов местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1); утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Названные нормы направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что как на момент обращения ООО "Легенда", ООО "Ван Мастер Плюс" с заявлениями о продлении сроков действия договоров аренды, так и на момент принятия мэрией отказов в продлении сроков этих договоров нестационарные торговые объекты данных обществ были включены в утвержденную постановлением мэрии от 11.01.2017 N 41 Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, (пункты 6.1.545, 6.1.547, 6.1.548, 6.1.564, далее - Схема); названные нестационарные объекты исключены из Схемы постановлением мэрии от 18.07.2018 N 2608; альтернативные места для размещения нестационарных торговых объектов ООО "Легенда" и ООО "Ван Мастер Плюс" мэрией не представлены; после истечения сроков действия договоров аренды спорные земельные участки переданы в пользование ООО "Голд" на срок с 28.05.2018 по 27.05.2019.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.01.2014 N ЕВ-820/08, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия мэрии по отказу ООО "Ван Мастер Плюс" и ООО "Легенда" продлить сроки действия договоров аренды привели к ущемлению прав этих организаций на осуществление предпринимательской деятельности и ограничению конкуренции на рынке розничной торговли и, соответственно, нарушению требований части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и статьи 15 Закона N 381-ФЗ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали мэрии в признании недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-44635/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.