г. Тюмень |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А46-5252/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Севастьяновой М.А.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области на решение от 08.05.2019 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5252/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская обл., Омский р-н, п. Ростовка, д. 21, ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) о признании незаконными отказов.
В заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Чернова Д.Э. по доверенности от 24.12.2018.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление N 170-п) отказов администрации в выдаче разрешения на использование земельных участков, выраженных в письмах от 25.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12975 и от 26.02.2019 N ИСХ-19/ОМС-1814; обязании администрации выдать разрешение на использование земельных участков, указанных в письмах ПАО "МРСК Сибири" от 22.11.2018 N 1.5/16-19/13993-исх и от 22.01.2019 N 1.5/16-19/720-исх.
Решением от 08.05.2019 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 03.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ПАО "МРСК Сибири".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что признание незаконным отказа администрации в письме от 25.12.2018 не нарушает прав общества, так как администрация приступила к выполнению действий по погашению записей об аренде; обществом были нарушены требования к подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка в связи с неуказанием площади испрашиваемой части земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу, представленный без надлежащих доказательств направления другому участвующему в деле лицу, судом кассационной инстанции не учитывается.
В судебном заседании представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать, считая судебные акты соответствующими действующему законодательству.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между филиалом ПАО "МРСК Сибири" "Омскэнерго" и Ивановым В.М. заключен договор от 20.06.2018 N 20.5500.2303.18 об осуществлении технологического присоединения.
Для технологического присоединения энергопринимающего устройства Иванова В.М. ПАО "МРСК Сибири" необходимо выполнить строительство ВЛ-10 кВ, ТП 10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ.
Строительство линии электропередачи (далее - ЛЭП) планировалось на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьями 39.33 - 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением N 170-п в адрес администрации обществом было направлено письмо от 22.11.2018 N 1.5/16-19/13993-исх с приложением заявлений о выдаче разрешений на использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В ответ получен отказ администрации от 27.12.2018 N 1.5/3218-вх-пов, мотивированный тем, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764, 55:20:110601:2765 предоставлены третьим лицам.
Не согласившись с указанным отказом, общество направило повторное письмо от 22.01.2019 N 1.5/16-19/720-исх в адрес администрации, в котором сообщало, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764, 55:20:110601:2765 предоставлялись на праве аренды ООО "Импульс" в период с 07.12.2012 по 09.02.2014.
Постановлением от 05.05.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-9480/2014, оставленным без изменения постановлением от 15.07.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, договор аренды от 29.12.2008 N АЗ-20-466/2008 расторгнут.
На основании изложенного, в случае отсутствия иных третьих лиц кроме ООО "Импульс", заявитель просил повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765.
В ответ от администрации поступило письмо от 28.02.2019 N 1.5/511-вх-пов, которым администрация в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 постановления N 170-п отказала ПАО "МРСК Сибири" в выдаче разрешения на использование земельных участков в связи с тем, что заявление о предоставлении земельных участков подано в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765, а из приложенной схемы не представляется возможным определить площадь каждой испрашиваемой части земельного участка.
Полагая отказы администрации незаконными и нарушающими права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющиеся в материалах дела документы, пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемых отказов в выдаче разрешения на использование земельных участков, законодательству и нарушении этими отказами прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции с мотивами и выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - постановление N 1300) утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением N 1300, к таким объектам относятся ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением N 170-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Данный порядок регулирует вопросы, связанные с размещением объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Омской области, перечень которых определен постановлением N 1300.
В соответствии с пунктом 4 Порядка к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем);
2) схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов;
3) схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.
4) копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта.
Согласно пункту 5 Порядка кроме документов, указанных в пунктах 3, 4 Порядка, представляются:
1) в случае, если предполагается размещение объектов на земельном участке:
- кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на земельный участок;
2) в случае размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 7, 9 - 12, 15 Перечня, - документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленным Перечнем.
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются заявителем (представителем) по собственной инициативе. Если данные документы не представлены, они запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если:
1) заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют пунктам 3, 4 Порядка либо в представленных документах содержатся недостоверные сведения;
2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Перечнем;
3) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;
4) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, используется на основании разрешения, выданного в соответствии с Порядком, либо разрешения, выданного в порядке, установленном статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) размещение объектов повлечет нарушение ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, либо ведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства;
6) размещение объектов не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков либо повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории) общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается соответствующее основание отказа.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что отказ администрации от 25.12.2018 мотивирован ссылкой на подпункт 3 пункта 8 Порядка в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764, 55:20:110601:2765, на которые испрашиваются разрешение на использование, предоставлены третьим лицам.
Вместе с тем, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на указанные выше земельные участки зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО "Импульс" на основании договора аренды земельного участка N АЗ-20-466/2008 сроком с 07.12.2012 по 09.02.2014.
Однако постановлением от 05.05.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-9480/2014, оставленным без изменения постановлением от 15.07.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, договор аренды от 29.12.2008 N АЗ-20-466/2008, заключенный между администрацией и ООО "Импульс", расторгнут. Доказательства того, что указанные земельные участки были предоставлены кому-либо еще, кроме ООО "Импульс", в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что с 05.05.2015 испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765 не обременены правами третьих лиц, доказательств предоставления указанных земельных участков иным физическим или юридическим лицам не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации, изложенного в письме от 25.12.2018 N Исх-18/ОМС-12975, поскольку основания для отказа в выдаче разрешения, предусмотренные подпунктом 3 пункта 8 Порядке, в момент обращения ПАО "МРСК Сибири" отсутствовали.
В качестве основания для отказа, изложенного в письме от 26.02.2019, администрация сослалась на нарушение заявителем подпункта 1 пункта 8 постановления N 170-п по причине несоответствия поданных обществом документов пунктам 3, 4 Порядка. Также в отказе разъяснено, что из приложенной к заявлению схемы границ, предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, указывается площадь испрашиваемого земельного участка 1910 кв. м, однако заявление подано в отношении частей двух земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765, а из приложенной схемы не представляется возможным определить площадь каждой испрашиваемой части земельного участка.
Согласно пункту 4 Порядка к заявлению, в числе прочего прилагаются схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов, а также схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.
Однако, как следует из материалов дела в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Постановления N 170, на первой схеме, содержащей адресные ориентиры, указана протяженность объекта, так как планируемый к размещению объект является линейным объектом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 постановления N 170 на второй схеме заявитель указал границы, предполагаемых к использованию земельных участков, площадь этих границ и координаты характерных точек границ территории. Данные координаты указываются с округлением до 0,01 м и позволяют с достаточной точностью определить местоположение границ, предполагаемых к использованию земельных участков.
Учитывая, что обществом в двух приложенных схемах были указаны протяженность объекта, поскольку планируемый к размещению объект является линейным объектом, также заявитель указал границы, предполагаемых к использованию земельных участков, площадь этих границ и координаты характерных точек границ территории (данные координаты указываются с округлением до 0,01 м и позволяют с достаточной точностью определить местоположение границ, предполагаемых к использованию земельных участков), поскольку в действующем законодательстве отсутствует обязанность определения заявителем площади каждой испрашиваемой части земельного участка, на котором планируется размещать ЛЭП классом напряжения до 35 Кв, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали отказ, изложенный в письме от 26.02.2019 N Исх-19/ОМС-1814, незаконным.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.05.2019 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5252/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.