город Омск |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А46-5252/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8174/2019) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2019 по делу N А46-5252/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) о признании незаконными отказов в выдаче разрешения на использование земельных участков,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Дмитриева Юлия Владимировна по доверенности от 09.01.2019 N 8;
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Чернова Даниэлла Эдуардовна по доверенности от 24.12.2018 N 55/38/55/203;
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" отказов Администрации Омского муниципального района Омской области в выдаче разрешения на использование земельных участков, выраженных в письмах от 25.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12975 и от 26.02.2019 NИСХ-19/ОМС-1814; обязании Администрации Омского муниципального района Омской области выдать разрешение на использование земельных участков, указанных в письмах ПАО "МРСК Сибири" от 22.11.2018 N 1.5/16-19/13993-исх и от 22.01.2019 N1.5/16-19/720-исх.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.05.2019 по делу N А46-5252/2019 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на правомерности оспариваемого отказа, изложенного в письме от 25.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12975, указал на то, что в ответ на обращение ПАО "МРСК Сибири" 28.01.2019 Администрацией в письме от 26.02.2019 N ИСХ-19/ОМС-1814 указывалось о проведении действий по погашению записей об аренде в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765, поэтому оснований для признания незаконным отказа Администрации от 25.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12975 у суда первой инстанции не имелось.
Выражая несогласие с выводом суда первой инстанции о необоснованности отказа от 26.02.2019 N ИСХ-19/ОМС-1814 в части несоответствия схемы пунктам 3, 4 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п, податель жалобы указал на то, что прилагаемая к заявлению схема подана с нарушениями требований пункта 4 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п, учитывая, что заявление ПАО "МРСК Сибири" подано в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765, а из приложенной схемы невозможно определить площадь каждой испрашиваемой части земельного участка.
ПАО "МРСК Сибири" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Между филиалом ПАО "МРСК Сибири" "Омскэнерго" и Ивановым В.М. заключен договор от 20.06.2018 N 20.5500.2303.18 об осуществлении технологического присоединения.
Для технологического присоединения энергопринимающего устройства Иванова В.М. ПАО "МРСК Сибири" необходимо выполнить строительство ВЛ-10 кВ, ТП 10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ.
Строительство линии электропередачи (далее - ЛЭП) планировалось на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьями 39.33-39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 170-п) в адрес администрации Омского муниципального района (далее - Администрация) направлено письмо от 22.11.2018 N 1.5/16-19/13993-исх с приложением заявлений о выдаче разрешений на использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В ответ получен отказ Администрации от 27.12.2018 N 1.5/3218-вх-пов, мотивированный тем, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764, 55:20:110601:2765 предоставлены третьим лицам.
Не согласившись с указанным отказом, Заявитель направил повторное письмо от 22.01.2019 N 1.5/16-19/720-исх в адрес Администрации, в котором сообщал, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764, 55:20:110601:2765 предоставлялись на праве аренды ООО "Импульс" в период с 07.12.2012 по 09.02.2014. Более того, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 по делу N А46-9480/2014, оставленным без изменений постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.07.2015, расторгнут договор аренды от 29.12.2008 N АЗ-20-466/2008. В связи с чем, в случае отсутствия иных третьих лиц, кроме ООО "Импульс", заявитель просил повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765.
В ответ от Администрации поступило письмо от 28.02.2019 N 1.5/511-вх-пов, которым Администрация в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Постановления N 170-п отказала ПАО "МРСК Сибири" в выдаче разрешения на использование земельных участков в связи с тем, что заявление о предоставлении земельных участков подано в отношение частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765, а из приложенной схемы не представляется возможным определить площадь каждой испрашиваемой части земельного участка.
Полагая отказы Администрации незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемых отказов в выдаче разрешения на использование земельных участков, законодательству и нарушении этими отказами прав и законных интересов Общества.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Как указывалось выше, постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Данный порядок регулирует вопросы, связанные с размещением объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Омской области, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
В соответствии с пунктом 4 Порядка к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем);
2) схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов;
3) схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.
4) копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта.
Согласно пункту 5 Порядка кроме документов, указанных в пунктах 3, 4 Порядка, представляются:
1) в случае, если предполагается размещение объектов на земельном участке:
- кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на земельный участок;
2) в случае размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 7, 9 - 12, 15 Перечня, - документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленным Перечнем.
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются заявителем (представителем) по собственной инициативе. Если данные документы не представлены, они запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если:
1) заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют пунктам 3, 4 Порядка либо в представленных документах содержатся недостоверные сведения;
2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Перечнем;
3) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;
4) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, используется на основании разрешения, выданного в соответствии с Порядком, либо разрешения, выданного в порядке, установленном статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) размещение объектов повлечет нарушение ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, либо ведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства;
6) размещение объектов не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков либо повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории) общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается соответствующее основание отказа.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый отказ Администрации от 25.12.2018 N Исх-18/ОМС-12975 мотивирован ссылкой на подпункт 3 пункта 8 Порядка в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764, 55:20:110601:2765, на которые испрашиваются разрешение на использование, предоставлены третьим лицам.
Вместе с тем, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на указанные выше земельные участки зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО "Импульс" на основании договора аренды земельного участка N АЗ-20-466/2008 сроком с 07.12.2012 по 09.02.2014.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 по делу N А46-9480/2014, оставленным без изменений постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.07.2015, расторгнут договор аренды от 29.12.2008 N АЗ-20-466/2008, заключенный между Администрацией и ООО "Импульс". Доказательства того, что указанные земельные участки были предоставлены кому-либо еще, кроме ООО "Импульс", в материалах дела отсутствуют.
Учтивая, что с 05.05.2015 испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765 не обременены правами третьих лиц, доказательств предоставления указанных земельных участков иным физическим или юридическим лицам не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа Администрации, изложенного в письме от 25.12.2018 N Исх-18/ОМС-12975, поскольку основания для отказа в выдаче разрешения, предусмотренные подпунктом 3 пункта 8 Порядке, в момент обращения ПАО "МРСК Сибири" отсутствовали.
Как усматривается из материалов дела, в качестве основания для отказа, изложенного в письме от 26.02.2019 N Исх-19/ОМС-1814, Администрация сослалась на нарушение заявителем подпункта. 1 пункта 8 Постановления N 170-п по причине несоответствия поданных Обществом документов пунктам 3, 4 Порядка. Также в отказе Администрации разъяснено, что из приложенной к заявлению схемы границ, предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, указывается площадь испрашиваемого земельного участка 1910 кв.м, однако заявление подано в отношении частей двух земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:110601:2764 и 55:20:110601:2765, а из приложенной схемы не представляется возможным определить площадь каждой испрашиваемой части земельного участка.
Действительно, согласно пункту 4 Порядка к заявлению, в числе прочего прилагаются схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов, а также схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.
Однако, как следует из материалов дела в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Постановления N 170, на первой схеме, содержащей адресные ориентиры, указана протяженность объекта, так как планируемый к размещению объект является линейным объектом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Постановления N 170 на второй схеме заявитель указал границы, предполагаемых к использованию земельных участков, площадь этих границ и координаты характерных точек границ территории. Данные координаты указываются с округлением до 0,01 м и позволяют с достаточной точностью определить местоположение границ, предполагаемых к использованию земельных участков.
Действующем законодательстве отсутствует обязанность определения заявителем площади каждой испрашиваемой части земельного участка, на котором планируется размещать ЛЭП классом напряжения до 35 Кв.
При таких обстоятельствах отказ, изложенный в письме от 26.02.2019 N Исх-19/ОМС-1814, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2019 по делу N А46-5252/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5252/2019
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ПАО "МРСК Сибири"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5901/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5901/19
03.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8174/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-5252/19