г. Тюмень |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А46-3126/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки "Федеральный исследовательский центр "Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук" на постановление от 10.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-3126/2019 Арбитражного суда Омской области по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения науки "Федеральный исследовательский центр "Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук" (630090, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, дом 5, ИНН 5408100177, ОГРН 1025403659126) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Интернациональная, дом 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840), Территориальному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Октябрьского административного округа города Омска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644021, Омская область, город Омск, улица Б. Хмельницкого, дом 281) об оспаривании ненормативного правового акта.
В заседании принял участие представитель федерального государственного бюджетного учреждения науки "Федеральный исследовательский центр "Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук" - Алфимов А.И. по доверенности от 15.05.2019.
Суд установил:
бюджетное учреждение науки Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук (правопреемник - федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Федеральный исследовательский центр "Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук", далее - учреждение, институт) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным предписания Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Октябрьского административного округа города Омска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - отдел, административный орган) от 30.10.2018 N 10/3/1-12.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - управление).
Решением от 07.05.2019 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) заявленное учреждением требование удовлетворено.
Постановлением от 10.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, институт просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что оспариваемое предписание неисполнимо; защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) признано непригодным к эксплуатации и рекомендовано к снятию с учета; устранение указанных в предписании нарушений экономически нецелесообразно; институт не является правообладателем ЗС ГО и не может инициировать процедуру снятия их с учета.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит постановление от 10.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, отделом на основании распоряжения от 07.10.2018 N 10/ГО проведена внеплановая выездная проверка в отношении учреждения, в ходе которой выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания от 26.04.2017 N 2/3/1-12, а именно:
- состояние обвалования (в отдельно стоящих сооружениях) и подсыпки покрытия (во встроенных сооружениях) не соответствует Нормам ИТМ ГО;
- общее состояние убежища и состояния входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов не удовлетворительное, входы и аварийные выходы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод;
- механизмы задраивания дверей не обслужены, уплотнительная резина не соответствует Нормам ИТМ ГО;
- имеются протечки и просачивания грунтовых и поверхностных вод;
- не поддерживается температурно-влажностный режим в помещениях ЗС ГО в зимнее и летнее время;
- системы вентиляции, водоснабжения, канализации, а также электроснабжение и отопление не исправны;
- отсутствуют средства пожаротушения, приборы и инвентарь.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 30.10.2018 N 10 и послужили основанием для выдачи учреждению предписания от 30.10.2018 N 10/3/1-12 об устранении в срок до 01.10.2019 нарушений требований пункта 1.14 Свода правил СП 88.13330.2011 "СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 18.02.2014 N 59/пр (далее - СП 88.13330.2011), пунктов 1.5, 1.6, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.19, 3.2.23, 4.1.2, 4.2.3, 4.3.9, 4.5.1, 4.5.2, 5.1.1, 5.1.4, 5.1.5, Приложения N 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
Не согласившись с данным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, сочтя нецелесообразным устранение перечисленных в предписании нарушений.
Апелляционный суд пришел к выводу о наличии у отдела правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поэтому отменил решение суда первой инстанции и отказал институту в удовлетворении заявленного требования.
Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 6, 10, 78 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 (далее - Административный регламент), в случае выявления по результатам проверки невыполнения мероприятий, нарушений требований в области гражданской обороны, должностное лицо административного органа обязано выдать субъекту надзора предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют мероприятия по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), к объектам гражданской обороны относятся убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Пунктом 10 Порядка N 1039 предусмотрено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункты 1.2, 2.1 Правил N 583).
Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III названных Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V данных Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанций установил, что балансодержателем (право оперативного управления) и эксплуатирующей организацией ЗС ГО (инвентарный номер 5/136-56), расположенного по адресу: Омская область, город Омск, улица 5-я Кордная, 29, является учреждение.
Наличие выявленных отделом нарушений требований пункта 1.14 СП 88.13330.2011, пунктов 1.5, 1.6, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.19, 3.2.23, 4.1.2, 4.2.3, 4.3.9, 4.5.1, 4.5.2, 5.1.1, 5.1.4, 5.1.5 Правил N 583 подтверждается материалами дела и в кассационной жалобе по существу не оспаривается.
Форма и содержание оспариваемого предписания соответствуют приложению N 6 к Административному регламенту.
Вопреки позиции института его исполнение возможно не только посредством восстановления и приведения ЗС ГО в технически исправное состояние, но и путем снятия ЗС ГО с учета в порядке, предусмотренном пунктами 2.5-2.14 Правил N 583. Отчеты, составленные по результатам обследования ЗС ГО, и результаты инвентаризаций, проведенных в 2013 и 2018 годах, не могут служить достаточным основанием для освобождения института от выполнения возложенных на него законодательством обязанностей.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требования учреждения о признании недействительным предписания отдела от 30.10.2018 N 10/3/1-12.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 10.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3126/2019 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.