г. Тюмень |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А27-1309/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Клат Е.В.,
Курындиной А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Романовой И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические Технологии" на решение от 03.06.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья: Перевалова О.И.) и постановление от 29.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Кайгородова М.Ю., Сластина Е.С., Марченко Н.В.) по делу N А27-1309/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические Технологии" (654079, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, пр. Коммунаров (Центральный р-н), д. 2, ИНН 4217127183, ОГРН 1104217005892) к муниципальному образованию Кузедеевское сельское поселение в лице администрации Кузедеевского сельского поселения (654250, Кемеровская область - Кузбасс, р-н Новокузнецкий, п. Кузедеево, ул. Ленинская, д. 23, ИНН 4252006287, ОГРН 1144252000353) о взыскании 1 240 416 руб. 37 коп. долга.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад" (654015, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Ленина (Кузнецкий р-н) д. 82, кв. 204 А, ИНН 4253032988, ОГРН 1164205055266), муниципальное казенное предприятие "СибЭкоТранс" Новокузнецкого муниципального района (654201, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий р-н, с. Сосновка, ул. Юдина, д. 3, кв. 10, ИНН 4252013340, ОГРН 1174205004511).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии при содействии Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области (судья Будасова Е.Ю.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Экологические Технологии" - Гомбоева А.О. по доверенности от 23.01.2019;
от муниципального образования Кузедеевское сельское поселение в лице администрации Кузедеевского сельского поселения - Чмыликов А.Е. по доверенности N 16 от 17.12.2019.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические Технологии" (далее - ООО "ЭкоТек) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Кузедеевское сельское поселение" в лице администрации Кузедеевского сельского поселения (далее - Администрация) о взыскании 1 240 416 руб. 37 коп. долга за период с 01.07.2018 по 30.11.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад", муниципальное казенное предприятие "СибЭкоТранс" Новокузнецкого муниципального район.
Решением от 03.06.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности истцом обязанности ответчика по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 30.11.2018 в заявленном ко взысканию размере.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ЭкоТек" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на установку ответчиком собственных бункеров для складирования твердых бытовых коммунальных отходов на муниципальных земельных участках; считает, что выводы судов противоречат статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); ссылается на то, что оказание услуг по обращению с ТКО подтверждается данными навигации, стоимость фактически оказанных услуг за период с 01.07.2018 по 30.11.2018 составляет 1 240 416 руб. 37 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, ссылается на оплату оказанных услуг жителями и юридическими лицами Куздеевского сельского поселения по заключенным ими с обществом договорам.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами, 27.10.2017 между ООО "Экологические технологии" и департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области заключено соглашение, на основании которого общество с 01.07.2018 организует обращение с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор (далее - соглашение).
В рамках осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и проведенной инвентаризации мест накопления отходов, расположенных на территории зоны деятельности регионального оператора, истцом выявлены контейнерные площадки с установленными на них бункерами для складирования отходов, расположенные в местах общего пользования, в местах, примыкающих к автомобильным дорогам, на въездах/выездах в населенные пункты и других аналогичных местах и не относящиеся к конкретным потребителям.
Бункеры для накопления отходов располагаются на муниципальных земельных участках, являются муниципальным имуществом и предназначены, в первую очередь, для обеспечения чистоты территории города.
Поскольку на принадлежащем ответчику земельном участке были установлены собственные бункеры для складирования твердых коммунальных отходов, то есть, по мнению истца, ответчиком совершены действия, направленные на обращение отходов в свою собственность, муниципальное образование, являющееся собственником таких отходов, в силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Претензией от 28.02.2018 N 3284 ООО "ЭкоТек" обратилось к ответчику с требованием об оплате задолженности, в том числе за период с 01.07.2018 по 30.11.2018 в размере 1 240 416 руб. 37 коп. за оказанные услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку ответчик договор не заключил, услуги не оплатил, ООО "ЭкоТек" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что организацию деятельности в части обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - постановление N 1156), установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 постановления N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Исходя из положений статьи 210 ГК РФ, частей 3 - 5 статьи 30, части 1 статьи 39 ЖК РФ обязанность по несению расходов на содержание своего имущества и общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственниках помещений в многоквартирном доме, жилого дома или части жилого дома (сектор индивидуальной жилищной застройки).
Собственники индивидуальной жилищной застройки несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ), в том числе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором (часть 5 статьи 30 ЖК РФ).
В состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников и нанимателей в многоквартирном жилом доме уже включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, собственники индивидуальных жилых строений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, в соответствие с договорами, заключенными, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в том числе, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, путем заключения договора с региональным оператором (части 3, 4, 5 статьи 154 ЖК РФ).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, суды установили, что по некоторым позициям мест сбора и накопления ТКО региональным оператором заключены договоры с собственниками домовладений, согласно актам осмотра, составленным ответчиком, по ряду адресов контейнера для сбора и накопления ТКО предназначены для оказания услуг учебным и иным заведениям, по ряду адресов - расположены на прилегающей к многоквартирным домам территории и предназначены для оказания услуг по сбору ТКО жильцам многоквартирных домов, однако, доказательств предъявления к приемке оказанных услуг непосредственно после факта их оказания в материалы дела не представлено.
При этом судами обоснованно не приняты в качестве надлежащих доказательств представленные истцом акты оказанных услуг N 11699 от 31.08.2018, N 311793 от 31.08.2018, N 15403 от 30.09.2018, N 19625 от 31.10.2018 и N 30997 от 30.11.2018, как подписанные истцом в одностороннем порядке.
Исходя из того, что собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО; плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества; доказательств, подтверждающих принадлежность контейнерных площадок с установленными на них бункерами для складирования отходов именно ответчику, материалы дела не содержат; факт использования ответчиком мест складирования ТКО для нужд органов местного самоуправления в процессе реализации своих полномочий, истцом документально не подтвержден, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что администрация является собственником доходов со ссылкой на часть 2 статьи 226 ГК РФ, судом округа отклоняется как основанные на неправильном толковании указанной нормы права.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.06.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1309/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.