г. Тюмень |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А27-5484/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" на решение от 05.07.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Камышова Ю.С.) и постановление от 02.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-5484/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, город Кемерово, проспект Ленина, 90/4, ИНН 4205109214, ОГРН 1064205110133) к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (630004, город Новосибирск, улица Революции, 36, ИНН 5407270200, ОГРН 1045403220851) о признании незаконным постановления от 01.03.2019 N07-07.
Иное лицо, участвующее в деле, - Денисова З.И.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Бондаренко С.С.) в заседании участвовал представитель публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" Камалдинова Т.В. по доверенности от 27.06.2019.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее по тексту - ПАО "Кузбассэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту - управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления от 01.03.2019 N 07-07.
Решением от 05.07.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и материалам дела, и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным постановления административного органа.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о том, что общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ); проверка проведена административным органом с нарушениями действующего законодательства; заинтересованным лицом допущена неверная квалификация совершенного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Административный орган направил в суд округа письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением представителя в служебной командировке.
Рассмотрев данное ходатайство, суд округа не нашел предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) оснований для его удовлетворения и отложения судебного разбирательства по настоящему делу.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего обращения гражданки Денисовой З.И. с жалобой на качество поставляемой ей электрической энергии административным органом была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой на основании протокола от 13.02.2019 N 38 испытательной лаборатории федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области" установлено, что электрическая энергия в электрических сетях общего назначения, поставляемая заявителем, не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения" (далее по тексту - ГОСТ 32144-2013) (значения отрицательного и положительного отклонения напряжения не соответствуют требованиям ГОСТ 32144-2013; отрицательное отклонение напряжения составляет 18,1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 25.02.2019 N 07 и вынесения постановления от 01.03.2019 N 07-07, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ПАО "Кузбассэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и об отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения данной статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее по тексту - Закон N 184-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон N 35-ФЗ) определено, что субъекты электроэнергетики это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению, сбыт, организацию купли-продажи электрической энергии.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (статья 38 Закона N 35-ФЗ).
На основании пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Постановление N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В подпункте "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила N 861), при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Таким образом, как верно отмечено судами, действующим законодательством предусмотрено, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, а организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, обязаны поставить потребителю электроэнергию, качество и параметры которой в точке поставки потребителя услуг должны соответствовать требованиям ГОСТ 32144-2013.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие у общества статуса гарантирующего поставщика на территории Кемеровской области, который выступает продавцом электрической энергии по договору энергоснабжения и имеет договорные отношения с потребителями, судами сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае заявитель является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с требованиями пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. При этом в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным 9 проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех - и четырехпроводных трехфазных систем).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что электрическая энергия в точке общего присоединения цепей питания на границе балансовой принадлежности ВЛ 0,4 кВ между потребителем и сетевой организацией при вводе в дом (на гусаке дома), расположенный по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Фабричная, дом 27, не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013.
Поскольку заинтересованным лицом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований при реализации электрической энергии, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод общества о неверной квалификации допущенного административного правонарушения отклоняется судом округа как необоснованный, поскольку действия по поставке потребителю электроэнергии, качество и параметры которой в точке поставки не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013, можно квалифицировать и по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и по статье 7.23 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 25.02.2019 N 07 вынесен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требования общества о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.07.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5484/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.