г. Тюмень |
|
12 февраля 2020 г. |
Дело N А45-22632/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение от 22.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В.) и постановление от 11.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Скачкова О.А.) по делу N А45-22632/2019 по заявлению 120 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (119019, город Москва, улица Знаменка, 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284; 630005, город Новосибирск, улица Мичурина, 20, 207) к федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (119160, город Москва, Большой Знаменский переулок, 8, 3, ИНН 7704684769, ОГРН 1087746462616; 620100, город Екатеринбург, Сибирский тракт, 5) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установил:
120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - заявитель, администратвиный орган, отдел) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее по тексту - предприятие, заинтересованное лицо, ФКП "УЗКС МО РФ") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 22.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 11.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 70 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ФКП "УЗКС МО РФ", ссылаясь на нарушение судами норм права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, предприятие не было надлежащим образом извещено о том, какое заявление административного органа было рассмотрено в рамках настоящего дела (в определении суда о принятии заявления и назначении судебного заседания отсутствовали сведения, позволяющие идентифицировать заявление); предприятие привлечено к административной ответственности за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока; предприятие не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по исполнению изложенных в предписании отдела требований, в связи с чем не подлежит административной ответственности за неисполнение этого предписания.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной в период с 21.05.2019 по 24.05.2019 выездной проверки отделом выявлено неисполнение ФКП "УЗКС МО РФ" в установленный срок (до 13.05.2019; срок продлен на основании ходатайства федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 14", о чем заинтересованное лицо уведомлено письмом от 03.04.2019 N 197/120/359) ранее выданного предписания от 03.10.2018 N 272/1 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства "Строительство объектов базового военного городка N 16.
1 пусковой комплекс. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 очереди строительства" (шифр объекта БЗ-16-ШЛ), расположенных по адресу: пос. Шилово Новосибирской области.
Указанное обстоятельство, зафиксированное в акте проверки от 24.05.2019 N 109, послужило основанием для составления отделом протокола об административном правонарушении от 10.06.2019 N 120/06-22/2019 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФКП "УЗКС МО РФ" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из наличия в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения отделом порядка привлечения его к ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу частей 3.1, 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), пункта 69.1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", пункта 3 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 N 2300, отдел наделен полномочиями по выдаче лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений, в котором указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, проектной документацией, требованиями к строительству, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов, а также проводить строительный контроль и обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с Уставом предприятия, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р, оно создано в целях осуществления деятельности по выполнению работ и оказанию услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р предприятие определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемом случае суды пришли к обоснованному выводу о том, что ФКП "УЗКС МО РФ" фактически выполняются функции государственного заказчика (застройщика), что свидетельствует о наличии у него обязанности по контролю за соблюдением при выполнении работ на объекте капитального строительства требований законодательства о градостроительной деятельности.
Более того, согласно пункту 2.1.2 государственного контракта от 20.11.2013 N ДГЗ/ФКП-15/2013, заключенного между заявителем и Министерством обороны Российской Федерации, предприятие обязано обеспечить устранение недостатков, выявленных при сдаче-приемки оказанных услуг, в том числе в отношении спорного объекта (строка 22 приложения к данному контракту).
Судами установлено и материалами дела подтверждается факт невыполнения в установленный срок (с учетом продления данного срока) предписания отдела от 03.10.2018 N 272/1.
Поскольку ФКП "УЗКС МО РФ" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства и своевременному выполнению выданного отделом предписания, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 10.06.2019 N 120/06-22/2019 вынесен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 и пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 2), срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Предписание отдела от 03.10.2018 N 272/1 (с учетом о продлении срока исполнения предписания) подлежало исполнению в срок до 13.05.2019, следовательно, трехмесячный срок давности на момент вынесения Арбитражным судом Омской области решения от 22.07.2019 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ не истек.
Административные наказания назначено предприятию в пределах, установленных санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования административного органа о привлечении ФКП "УЗКС МО РФ" к административной ответственности.
Доводы предприятия относительно его ненадлежащего извещения о содержании заявления административного органа, подлежащего рассмотрению в рамках настоящего дела, являются несостоятельными, поскольку требуемая информация размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов.
Иные доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-22632/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.