г. Тюмень |
|
3 марта 2020 г. |
Дело N А27-22349/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Полукаровой С.А.
рассмотрел кассационные жалобы акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 17.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 05.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-22349/2016 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, 19а, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) к акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, город Кемерово, Пионерский бульвар, 4а, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) о взыскании вреда.
Другое лицо, участвующее в деле, - Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Алференко А.В.) в заседании участвовал представитель акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Мясоедова П.В. по доверенности от 04.02.2019.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (с учетом изменения организационно-правовой формы - акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", далее - АО "УК "Кузбассразрезуголь", общество) ущерба, причиненного водному объекту - реке Кыргай в размере 5 401 189 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - департамент).
Решением от 17.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 05.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично. С АО УК "Кузбассразрезуголь" взыскано в доход бюджета муниципального образования Прокопьевский район Кемеровской области 2 926 025 руб. В удовлетворении остальной части требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, при расчете размера вреда неверно определен период сброса загрязняющих веществ, не принято во внимание отсутствие наступивших вредных последствий.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, при расчете размера вреда судами неверно определен Кин, актуальный для 2016 года.
В отзывах на кассационные жалобы управление и общество просят оставить без изменения судебные акты в той части, которая не обжалуется ими.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в период с 01.09.2015 по 26.10.2015 управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что решением департамента от 16.10.2012 N 0317/РРТ/Сс-10.2012 обществу предоставлен в пользование водный объект - река Кыргай (Степной Кыргай) с целью сброса сточных вод выпусками NN 1, 3, 5; Верхне-Обским бассейновым водным управлением утверждены Нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект по выпуску N 1 - N КЕМ_53/1(т)_ 2677 сроком действия с 01.12.2008 по 01.01.2014, N КЕМ_67/1(т)_2677_13 сроком действия с 01.01.2014 по 01.01.2019, по выпуску N 3 - N КЕМ_53/3_ 2677 сроком действия с 01.12.2008 по 01.01.2014, N КЕМ_67/3_2677_13 сроком действия с 01.01.2014 по 01.01.2019, по выпуску N 5 - N КЕМ_53/5_ 2677 сроком действия с 01.12.2008 по 01.01.2014, N КЕМ_67/5_2677_13 сроком действия с 01.01.2014 по 01.01.2019; управлением выданы разрешения на сброс загрязняющих веществ по выпуску N 1 - N 1/1(т) вода/Прокр (срок действия с 01.12.2008 по 01.01.2014), N 6/1(т) вода/Прокр (срок действия с 01.01.2014 по 31.12.2018), по выпуску N 3 - N 1/3 вода/Прокр (срок действия с 01.12.2008 по 01.01.2014), N 6/3 вода/Прокр (срок действия с 01.01.2014 по 31.12.2018), по выпуску N 5 - N 1/5 вода/Прокр (срок действия с 01.12.2008 по 01.01.2014), N 6/5 вода/Прокр (срок действия с 01.01.2014 по 31.12.2018); при анализе результатов измерений качества сбрасываемых обществом сточных вод в период с января 2014 года по июнь 2015 года выявлено превышение в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (акт проверки от 26.10.2015 N НВЗАТ-364; протоколы количественного химического анализа поверхностных и сточных вод за 2014-2015 гг).
Постановлениями управления от 20.11.2015 N N НВЗАТ-364/16, НВЗАТ-364/18, НВЗАТ-364/22 АО "УК "Кузбассразрезуголь" было привлечено к административной ответственности за нарушение правил водопользования по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Претензией управления от 17.08.2016 N 19-5/8725 обществу предложено в месячный срок со дня ее получения возместить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб в размере 12 032 958 руб. (с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства 5 401 189 руб.), рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика N 87).
Поскольку обществом в добровольном порядке вред возмещен не был, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование в части, суды исходили из наличия правовых оснований для возмещения обществом вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон охране окружающей среды) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (части 1 и 2). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).
Частью 6 статьи 56 и пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В случае превышения юридическими лицами установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт сброса сточных вод в реку Кыргай в период с января 2014 года по июнь 2015 года с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и допустимого воздействия на указанный водный объект.
Доказательства отсутствия наступления негативных последствий для водного объекта от указанных действий либо их возникновения в силу иных факторов обществом не представлены.
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.12.2011 N 1743-О-О и постановлении от 02.06.2015 N 12-П, а также содержащимся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 N АКПИ15-249, исключительное свойство окружающей среды к самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия и особенности экологического ущерба, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), предопределяют необходимость применения условного метода определения его размера, используемого в методиках исчисления размера вреда.
Методикой N 87 предусмотрен порядок исчисления вреда водному объекту в результате сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, который основывается на количественных и качественных параметрах негативного воздействия на окружающую среду, учитывая специфику водохозяйственного района, количество и опасность поступивших в водный объект вредных веществ, категорию водного объекта, климатические условия.
Размер вреда, причиненного реке Кыргай, рассчитан управлением на основании результатов химических анализов проб сточной воды выпуска N 3, выполненных испытательной лабораторией общества, в соответствии с пунктом 11.1 Методики N 87 и с учетом поступивших уточнений (применением Кин, актуального для 2019 года) составил 2 926 025 руб. (учитывая оплату сверхнормативного сброса вредных веществ).
Пунктом 11 Методики N 87 определена формула исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ; одной из составляющей формулы является коэффициент индексации Кин, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, принимаемый на уровне накопленного к периоду исчисления размера вреда индекса-дефлятора по отношению к 2007 году, который определяется как произведение соответствующих индексов-дефляторов по годам по строке инвестиций (капитальных вложений) за счет всех источников финансирования (пункт 11.1 Методики N 87).
Принимая во внимание указанные положения Методики N 87 при проверке представленного управлением расчета размера вреда, суды обоснованно сочли неверным применение Кин, актуального для 2019 года, и признали правильным расчет размера вреда с применением Кин, действовавшего в период предъявления истцом претензии, уменьшив его на величину оплаты сверхлимитного сброса по загрязняющим веществам за спорный период.
Согласно пункту 22.2 Методики N 87 продолжительность сброса вредных (загрязняющих) веществ при нарушении водного законодательства, в том числе при аварийных сбросах, определяется с момента его обнаружения и до момента прекращения сброса.
В данном случае моментом обнаружения сброса загрязняющих веществ с нарушением водного законодательства является январь 2014 года, при этом в течение 2014-2015 годов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" не информировало управление о прекращении сброса сточных вод с превышением нормативов.
Суды, проверив представленный обществом конррасчет, признали его неверным и отклонили как противоречащий Методике N 87.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковое заявление управления о взыскании с общества вреда, причиненного водному объекту, в размере 2 926 025 руб.
Доводы, приведенные обществом и управлением в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда округа в силу статьи 286 АПК РФ.
Иное толкование подателями жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-22349/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.