г. Тюмень |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А45-20941/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Зиновьевой Т.А.
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "База Кудряши" на решение от 02.09.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 28.11.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Стасюк Т.Е., Киреевой О.Ю., Павловой Ю.И.) по делу N А45-20941/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "База Кудряши" (630015, г. Новосибирск, ул. Войкова, д. 54, пом. 30, ОГРН 1065406051644, ИНН 5406342188) к Министерству строительства Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, пр-кт Красный, д. 18, ОГРН 1105476028932, ИНН 5406636117) о признании незаконным отказа.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, администрация Новосибирского района Новосибирской области.
В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "База Кудряши" - Сидоров А.А. по доверенности 20.01.2020; Министерства строительства Новосибирской области Антонова Я.В. по доверенности от 20.01.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "База Кудряши" (далее - ООО "База Кудряши", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству строительства Новосибирской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа во внесении изменений в генеральный план Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в части изменения границ населенного пункта поселка Приобский Кудряшевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области путем присоединения земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8 в целях жилищного строительства, изложенного в письме от 01.03.2019; обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возложения обязанности по осуществлению процедуры внесения изменений в генеральный план.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: администрация Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация сельсовета), администрация Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация области) (далее - третьи лица).
Решением от 02.09.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.11.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на неполное установление судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что министерством нарушен предусмотренный действующим законодательством порядок по внесению изменений в генеральный план поселения, поскольку не совершен ряд действий направленных на внесение таких изменений; внесение изменений в генеральный план поселения путем присоединения спорного земельного участка в целях жилищного строительства не создает дополнительных обязанностей для администрации сельсовета; внесение изменений в генеральный план осуществляется без проведения общественных обсуждений и публичных слушаний; ограничение права истца использовать спорный земельный участок по своему усмотрению, как и права на смену категории земель существенно нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу министерство, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель министерства высказался относительно позиции изложенной в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно кадастровой выписке о земельном участке ООО "База Кудряши" является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8 из земель промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для базы отдыха.
Общество 06.02.2019 обратилось в министерство с предложением о внесении изменений в генеральный план Кудряшовского сельсовета путем присоединения земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8 в целях жилищного строительства к территории поселка, указав, что земельный участок обеспечен собственными ресурсами по электроснабжению и газоснабжению, приложив к письму кадастровую выписку о земельном участке; правоустанавливающие документы на земельный участок.
Администрация области письмом от 13.06.2018 сообщила министерству, что включение земельного участка в границы поселка Приобский возможно при условии согласия администрации сельсовета обеспечить данную территорию инженерной и транспортной инфраструктурой.
Письмом от 25.02.2019 администрация сельсовета сообщила министерству, что предлагаемые изменения не соответствуют стратегическому планированию муниципального образования, поскольку включение вышеуказанного земельного участка в границы поселка и изменение вида разрешенного использования на жилищное строительство в связи с отсутствием водопровода, дорожной инфраструктуры, включая освещение, проектирование и строительство которых повлечет дополнительные расходы, которые в бюджете отсутствуют.
Министерство отказало обществу во внесении изменений в генеральный план Кудряшовского сельсовета со ссылкой на часть 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), указав, что изменения не предусмотрены документами стратегического планирования муниципального образования.
Посчитав указанный отказ министерства незаконным, и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствовались статьями 8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 9, 24, 25, 28 ГрК РФ, положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), и исходили из того, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Как следует из содержания статьи 8 ЗК РФ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно статье 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В силу пункта 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления.
Согласно пункта 1 статьи 5 Закона N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу части 17 статьи 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
В силу пункта 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 28 ГрК РФ публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области" полномочия представительного органа местного самоуправления Кудряшовского сельсовета по утверждению документов территориального планирования поселения переданы министерству.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе выписку из заключения по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения генерального плана Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 28.12.2016, которым было рекомендовано отказать во включении спорного земельного участка в границы населенного пункта, поскольку земельный участок не обеспечен транспортной связью с территориями общего пользования; учитывая, что генеральный план Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области утвержден приказом министерства от 24.12.2018 N 652 без включения в границы населенного пункта п. Приобский спорного земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку поступившее 06.02.2019 предложение общества рассмотрено министерством с учетом мнения третьих лиц и отклонено, то решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений не было принято, ввиду чего оспариваемый отказ министерства соответствует нормам действующего законодательства, а так же не нарушает права и интересы заявителя, поскольку не препятствует использовать спорный земельный участок в предпринимательской и иной экономической деятельностью с учетом разрешенного использования, о котором обществу было известно на момент его приобретения.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судов первой и апелляционной инстанций доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и в связи с оставлением кассационной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.09.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.11.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-20941/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.