г. Тюмень |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А46-2433/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Сириной В.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2019 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 (судьи Кливер Е.П., Грязникова А.С., Краецкая Е.Б.) по делу N А46-2433/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Фестмолл" (644123, Омская область, город Омск, улица 70 лет Октября, дом 19, ОГРН 1095543020088, ИНН 5507212160) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фестмолл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент) о взыскании 2 335 041 руб. 47 коп. неосновательного обогащения, составляющего переплату арендной платы по договору аренды от 30.05.2014 N Д-Кр-14-10645 за период с 01.12.2017 по 30.11.2018, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.12.2017 по 31.01.2019 в размере 160 254 руб. 22 коп. и до момента фактического возврата неосновательного обогащения, а также об обязании департамента произвести начисления арендной платы по указанному договору за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п), приложением N 3 к приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 30.11.2017 N 45-п "О резервировании земель для государственных нужд Омской области в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена" (далее - приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 30.11.2017 N 45-п), с учетом подпункта 2 пункта 2 решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" (далее - решение Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298), и также за период с 01.01.2019 до вступления в силу соответствующего нормативного акта, регулирующего новый размер арендной платы, из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п (далее - постановление Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п), приложением N 3 к приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 30.11.2017 N 45-п и с учетом подпункта 2 пункта 2 решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.09.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019, исковые требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
Для рассмотрения кассационной жалобы сформирован следующий состав суда: председательствующий Севастьянова М.А., судьи Зиновьева Т.А., Сирина В.В.
Определением суда округа от 14.05.2020 в связи с болезнью судьи Зиновьевой Т.А. произведена ее замена на судью Тихомирова В.В.
Заявитель считает, что расчет арендной платы за земельный участок в размере 1,5% от его кадастровой стоимости следует производить с момента государственной регистрации ограничения прав на земельный участок в виде его резервирования для государственных нужд, то есть с 08.12.2017, так как в силу пункта 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правовые последствия сделки, подлежащей государственной регистрации, наступают после ее регистрации.
По мнению департамента, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами является необоснованным, так как, если арендатор полагает неверным начисление арендной платы, он вправе вносить ее в том размере, который считает правильным. Кроме того, начисление процентов возможно после обращения арендатора за возвратом суммы неосновательного обогащения и истечения срока для ответа департамента на это обращение.
Стороны направили в суд кассационной инстанции ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Ходатайства судом удовлетворены.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые департаментом судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между департаментом (арендодатель) и обществом с ограниченней ответственностью "Фестиваль" (арендатор), 04.09.2014 сменившим наименование на ООО "Фестмолл", заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 31.05.2014 N Д-Кр-14-10645 (далее - договор), по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду сроком на 25 лет земельный участок с кадастровым номером 55:36:110107:5612, расположенный в городе Омске, государственная собственность на который не разграничена, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 25 770 кв. м, местоположение которого установлено относительно дома 19 по улице 70 лет Октября.
Цель использования земельного участка - административные здания и офисы коммерческих организаций, торгово-развлекательные комплексы.
По акту приема-передачи от 30.05.2014 земельный участок передан от арендодателя арендатору.
В соответствии с пунктом 2.1 договора размер арендной платы на дату заключения договора составил 265 669 руб. 64 коп. в месяц и определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы (приложение N 3 к договору).
Согласно приложению N 3 к договору расчет арендной платы на дату заключения договора осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" (далее - постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п).
Письмом от 26.08.2016 департамент уведомил общество о том, что в соответствии с введенным в действие постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, размер арендной платы в месяц в период с 11.05.2015 по 10.05.2016 составляет 596 488 руб. 75 коп., а с 11.05.2016 - 634 664 руб. 03 коп.
Письмом от 26.06.2017 департамент уведомил общество о том, что с учетом уровня инфляции ежемесячный размер арендной платы по договору с 11.05.2017 составляет 660 050 руб. 59 коп.
Пунктом 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, предусматривалось введение с 11.05.2015 на территории Омской области нового порядка определения размера арендной платы за земли публичной собственности - от рыночной стоимости земельного участка, умноженной на ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, предыдущий порядок исчисления размера арендной платы, предусмотренный постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, - от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, признан утратившим силу.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2017 по делу N 50-АПГ17-18 признан недействующим пункт 5 указанного Порядка в связи с несоблюдением Правительством Омской области принципа экономической обоснованности определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Учитывая названное определение Верховного Суда Российской Федерации, департамент 16.11.2018 направил обществу письмо о том, что при расчете арендной платы в период с 02.11.2017 по 31.12.2017 подлежит применению ранее действовавший порядок расчета арендной платы, установленный постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в соответствии с которым ежемесячный размер арендной платы составляет 483 719 руб. 01 коп.
Согласно акту сверки на этом основании департамент произвел списание из начисления арендной платы за период с 02.11.2017 по 31.12.2017 суммы 346 785 руб. 44 коп.
Письмом от 01.03.2018 арендодатель уведомил арендатора о том, что с вступлением в силу постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п" арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 55:36:110107:5612 с 01.01.2018 составляет 326 610 руб. 08 коп. в месяц.
Вместе с тем 30.11.2017 Министерством имущественных отношений Омской области издан Приказ N 45-п "О резервировании земель для государственных нужд Омской области в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена", согласно приложению N 3 к которому земельный участок с кадастровым номером 55:36:110107:5612 включен в Перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (строка 117).
При этом подпунктом 3 пункта 3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, который недействующим не признавался, предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду, для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5% в отношении, земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах 1, 2 пункта 3 и пункта 4 настоящего Порядка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения на приобретения в собственность отсутствуют.
Указанный размер не превышает показателя ставки земельного налога, установленного в подпункте 2 пункта 2 Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298.
За период с 01.12.2017 по 31.12.2017 общество уплатило по договору 483 719 руб. 01 коп. (с учетом списания начисления на основании письма департамента от 16.11.2018), за период с 01.01.2018 по 30.11.2018 общество уплатило 3 592 710 руб. 88 коп., а всего с 01.12.2017 по 30.11.2018 - 4 076 492 руб. 89 коп.
Арендная плата, подлежащая внесению за указанный период исходя из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, составляет 1 741 388 руб. 42 коп.
Ссылаясь на то, что после 01.12.2017 арендная плата за арендованный земельный участок департаментом исчислялась и обществом оплачивалась без учета положений подпункта 3 пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, Приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п, подпункта 2 пункта 2 Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298, подлежащих применению в связи с наличием ограничения прав на приобретение этого участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 395, 1102, 1103 пункта 2 статьи 1107 ГК РФ, статьи 39.7, пункта 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), правовыми позициями, выраженными в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", и исходил из того, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды, и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, в связи с чем пришел к выводу о том, что с 01.12.2017 расчет арендной платы по договору аренды земельного участка следовало производить с учетом положений подпункта 3 пункта 3 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п и подпункта 2 пункта 2 решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
В силу положений статьи 424 ГК РФ, подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ арендная плата за земельные участки публичной собственности является регулируемой, подлежит уплате в том размере, в котором она определена в установленном порядке соответствующим уполномоченным органом.
На основании подпункта 13 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.1 ЗК РФ ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 7 статьи 39.16 ЗК РФ в отношении земельного участка, зарезервированного для государственных или муниципальных нужд, установлено ограничение, в частности на приобретение его в собственность.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
На основании пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, установив, что арендованный обществом земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему здание торгово-офисного центра, ограничен в обороте и в связи с этим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области применительно к такому земельному участку установлен льготный размер арендной платы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что с момента введения соответствующего ограничения арендная плата подлежит исчислению в таком размере.
Поскольку арендная плата департаментом исчислялась в общем порядке, без учета установленных в отношении спорного земельного участка ограничений, что привело к переплате со стороны общества, арбитражный суд обоснованно взыскал с ответчика сумму излишней оплаты, произведенной за период с 01.12.2017 по 30.11.2018, в качестве неосновательного обогащения, учитывая также отсутствие между сторонами разногласий относительно размера переплаты.
Доводы, приведенные департаментом в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Поскольку арендная плата за земли публичной собственности является платой, порядок определения которой устанавливается соответствующим исполнительным органом, следовательно, ее размер должен определяться с момента введения соответствующего регулирования. В связи с этим, учитывая отнесение органом исполнительной власти Омской области спорного земельного участка к землям, ограниченным в обороте, нормативным актом от 30.11.2017, суды первой и апелляционной инстанции сделали верный вывод о применении льготного размера арендной платы к этому участку, начиная с 01.12.2017, а не с 08.12.2017.
Кроме того, дата государственной регистрации указанного ограничения регистрирующим органом (08.12.2017) имеет правовое значение для третьих лиц, и не влияет на обязательства сторон в расчетах по заключенному между ними договору.
Мнение департамента о необоснованном взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами до предъявления истцом претензии о возврате излишне уплаченной арендной платы, является ошибочным.
Департамент как уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, являющийся представителем арендодателя публичной земли, обязан обеспечить правильное исчисление размера арендной платы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", при рассмотрении споров, возникающих в связи с неосновательным обогащением одного лица за счет другого лица (глава 60 Кодекса), судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Кодекса) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Об осуществлении ответчиком платежей за аренду земельного участка неразграниченной государственной собственности в большем размере, чем подлежит внесению в регулируемом порядке, а, следовательно, и об отсутствии оснований для получения излишней оплаты департаменту было известно с момента получения арендной платы от общества.
В связи с указанным начало периода неосновательного пользования излишне полученной от истца суммы арендной платы определено истцом и принято судами в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1107 ГК РФ.
Иных доводов о несогласии с принятыми по делу судебными актами кассационная жалоба не содержит.
Исходя из вышеизложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2019 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 по делу N А46-2433/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.