г. Тюмень |
|
3 июля 2020 г. |
Дело N А45-29095/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Малышевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области на решение от 03.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) и постановление от 10.03.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-29095/2019 по заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, проспект Красный, 18, ОГРН 1105476023234, ИНН 5406634656) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Клёц Ольге Викторовне (Сузунский район Новосибирской обл., с. Мереть) о взыскании гранта.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пащенко Е.В.) в заседании участвовали представители:
от Министерства сельского хозяйства Новосибирской области - Варфоломеева Л.В. по доверенности от 27.02.2020, Цилковская Е.В. по доверенности от 28.10.2019;
от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Клёц Ольги Викторовны - Есин С.В. по доверенности от 30.09.2019.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Клёц Ольге Викторовне (далее - Предприниматель, ответчик) о взыскании 1 530 055,38 руб. гранта.
Решением от 03.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.03.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично: с Предпринимателя в пользу Министерства взыскана сумма 135 058,38 руб., в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требования, вынести новое решение.
Предприниматель возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Предметом заключенного между Министерством и Предпринимателем соглашения от 31.07.2017 N 14/17 является предоставление субъекту государственной поддержки из областного бюджета в 2017-2019 годах субсидии в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы" по направлению - поддержка начинающих фермеров в размере 1 350 055, 38 руб. (с учетом дополнительного соглашения).
Денежные средства были перечислены платежными поручениями от 28.08.2017 N 192390 - 1 350 000 руб., от 22.09.2017 N 567089 - 55,38 руб.
Согласно пункту 4.3.12 соглашения период использования средств субсидии составляет 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет, открытый в органах Федерального казначейства (то есть до 22.03.2019).
Предприниматель в соответствии с пунктом 4.3.7 соглашения обязан использовать субсидию в соответствии с планом затрат.
По условиям соглашения ответчик, в том числе обязан: - подтвердить наличие средств в размере не менее 10% затрат, направляемых на достижение целей предоставления субсидии в соответствии с планом затрат (пункт 4.3.8); - обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом затрат (пункт 4.3.13).
Согласно пункту 4.6 соглашения субъект обязуется создать в году получения поддержки не менее одного нового постоянного рабочего места в расчете на один миллион рублей и сохранить новые постоянные рабочие места.
В соответствии с планом затрат по направлению "поддержка начинающих фермеров" средства субсидии планировалось направить на приобретение сельхозтехники - 1 350 000 руб., из них: 675 000 руб. - трактор МТЗ; 540 000 руб. - самосвал ЗИЛ 130; 135 000 руб.- погрузчик фронтальный ПУ 12-М.
Согласно плану производственно-финансовой деятельности (на каждый год проекта) в 2018 году планировалось: 1) в области растениеводства должно обрабатываться 353 га, в том числе бахчевые - 3 га, сено - 146 га, зеленый корм - 4 га, пшеница - 200 га; 2) в области животноводства - поголовье баранов должно составлять 40 голов.
В соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения Министерство осуществляет контроль соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий субъектом государственной поддержки.
На основании приказа от 19.12.2018 N 219 Министерством проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии Предпринимателю, по результатам которой составлен акт от 21.03.2019.
В ходе выездной проверки установлено фактическое наличие у Предпринимателя ЗИЛа, 1 ед. - 600 000 руб. (подтверждающие документы представлены); трактора МТЗ, 1 ед. - 750 000 руб. (подтверждающие документы представлены); овец - 15 голов.
Документы, подтверждающие приобретение погрузчика фронтального универсального ПУ 12-М, не представлены.
Также в ходе проверки установлено непредставление документов, свидетельствующих об оплате собственными средствами не менее 10% стоимости каждого наименования приобретенного имущества.
Согласно акту обследования за 2018 год земельный участок сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 54:22:010118:162, местонахождение: Новосибирская область, Сузунский район, квартал Меретский), предоставленный в аренду Предпринимателю по договору от 20.09.2016 N 3, не используется по целевому назначению: продолжается вырубка леса, не убираются порубочные остатки, земля не пашется, посев сельскохозяйственных культур не производится.
Согласно справке управления ветеринарии Сузунского района Новосибирской области в личном подсобном хозяйстве Предпринимателя имеются овцы в количестве 13 голов.
Также Министерство пришло к выводу, что в нарушение пункта 4.6 соглашения и приложения N 1 к соглашению Предпринимателем не созданы постоянные рабочие места.
С учетом установленных обстоятельств Министерством сделан вывод, что средства гранта использованы ответчиком в нарушение условий предоставления (пунктов 4.3.7, 4.3.8, 4.3.12, 4.3.13, 4.6 соглашения), в связи с чем в адрес Предпринимателя направлено уведомление от 23.05.2019 N 1973-13/23 о добровольном возврате субсидии в сумме 1 350 055,58 руб.
Неисполнение Предпринимателем требования о возврате полученных денежных средств в добровольном порядке явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции считает, что суды, руководствуясь положениями статей 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, утвержденным постановлением от 02.02.2015 N 37-п Правительства Новосибирской области (далее - Порядок), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, дав оценку соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, учитывая, что цели, изложенные в государственной программе, частично достигнуты, пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта в размере, превышающем 135 055, 58 руб.
Делая выводы о недоказанности Министерством наличия оснований для возврата Предпринимателем денежных средств в размере 1 214 997 руб., суды исходили из следующего.
Учитывая дату представленного в материалы дела трудового договора от 01.01.2018 N 1, заключенного между Предпринимателем и Сайгановым В.П., суды отклонили доводы истца о недостижении ответчиком показателей результативности в части создания 1 постоянного рабочего места в году предоставления субсидии.
Как правомерно отмечено судами, Порядком предусмотрено, что за недостижение установленных показателей к субъектам государственной поддержки применяются штрафные санкции, за исключением случаев, когда конкретные показатели результативности не достигнуты вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, действий обстоятельств непреодолимой силы.
Судами установлено, что наличие на момент проверки 15 овец вместо 40 ответчик объяснил отсутствием достаточного количества кормов, невозможности в 2018 году обрабатывать земельный участок с кадастровым номером 54:22:010118:162.
При этом суды признали существенными, не позволившими в полной мере использовать арендованный земельный участок в целях соблюдения плана производственно-финансовой деятельности на 2018 год, обстоятельства, связанные с инициированием администрацией Меретского сельсовета Сузунского района в 2018 году судебного разбирательства о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 54:22:010118:162.
За время судебного разбирательства Предприниматель не мог полноценно пользоваться земельным участком и должным образом исполнить плановые обязательства, предусмотренные в соглашении в части повышения производительности продукции в области животноводства и растениеводства.
Кассационная инстанция полагает, что судами обоснованно учтены представленные Предпринимателем письменные доказательства в подтверждение принятия им необходимых мер для исполнения в последующем условий соглашения как только препятствия по использованию земельного участка были устранены.
Доказательств, свидетельствующих об уклонении Предпринимателя от дальнейшего развития крестьянского фермерского хозяйства, отсутствии намерений приобретения сельскохозяйственных животных, обработки земельных участков в целях производства бахчевых, сена, корма зеленого, пшеницы, Министерством не представлено.
Напротив, материалами дела (договорами от 20.08.2019, 22.08.2019, 24.09.2019, 25.09.2019) подтверждается, что Предприниматель в 2019 году осуществлял продажу заготовленного сена; после окончания судебного разбирательства по делу N А45-16079/2018 ответчиком был заключен договор на выполнение работ по обработке спорного земельного участка (вспашке, культивации, дискованию и боронованию), однако период посева сельскохозяйственных культур, предусмотренных планом затрат на 2018 год, уже был окончен.
Принимая во внимание, что установленные судами обстоятельства Министерством не опровергнуты, в том числе в кассационной жалобе, что факт нецелевого использования субсидии по названным эпизодам истцом не доказан, кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что применение такой санкции как изъятие бюджетных средств в полном объеме не отвечает требованиям соразмерности и справедливости ответственности за нарушение обязательства, что отсутствуют основания для возврата гранта в заявленном размере (применительно к предмету кассационного обжалования).
В целом доводы кассатора относительно порядка предоставления государственной поддержки, процедуры предоставления гранта, что акт выездной проверки ответчиком не обжаловался, о недобросовестном исполнении соглашения со стороны ответчика повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают установленные по делу обстоятельства и выводы судов о том, что Предпринимателем подтверждено целевое расходование спорной суммы гранта; что недостижение отдельных показателей результативности произошло по причинам, не зависящим от ответчика.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения (постановления) (части 3, 4 статьи 288 АПК РФ).
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.03.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-29095/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.