г. Тюмень |
|
28 августа 2020 г. |
Дело N А27-24906/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей Клат Е.В.,
Курындиной А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" на решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Козина К.В.) и постановление от 21.05.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Марченко Н.В., Кайгородова М.Ю., Ярцев Д.Г.) по делу N А27-24906/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" (650056, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Ворошилова, д. 1, корп. А, 1134205004009, ИНН 4205260230) к обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Мирная, д. 9, офис 110, ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801) об урегулировании разногласий при заключении договора.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Правительства Кузбасса, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, государственная жилищная инспекция Кемеровской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" (далее - ООО "УК на Ворошилова", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (далее - ООО "Чистый город Кемерово", ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в части определения обязанностей регионального оператора в пункте 3.1.7 в редакции исполнителя: "Определять количество планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема, производить размещение контейнеров и бункеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры, уведомлять орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и исполнителя".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Правительства Кузбасса, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, государственная жилищная инспекция Кемеровской области.
Решением от 13.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично, пункт 3.1.7 договора N 100151 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2019 изложен в следующей редакции: "Направлять в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры; о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры уведомлять орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "УК на Ворошилова" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, полагает, что в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора ТКО, в том числе установка контейнеров для сбора ТКО на обслуживаемой территории; контейнеры для сбора ТКО являются специализированным оборудованием для его сбора, в связи с чем при изменении условий вывоза ТКО у регионального оператора, собственникам помещений придется приобретать контейнеры, соответствующие изменившимся условиям сбора; кроме того, указывает, что расходы по предоставлению контейнеров для сбора ТКО подлежат возмещению региональному оператору путем включения в тариф соответствующих расходов.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку заявитель оспаривает законность состоявшихся судебных актов в части, обжалуемые судебные акты проверяются судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.09.2019 ООО "Чистый Город Кемерово" (региональный оператор) представил в адрес ООО "УК на Ворошилова" (исполнитель) на рассмотрение и подписание договор N 100151 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2019 (далее - договор), по условиям которого ответчик обязуется оказывать услуги по обращению с ТКО, принимать ТКО в объеме и местах, определенных в договоре.
07.10.2019 по итогам рассмотрения оферты ООО "УК на Ворошилова", в связи с несогласием с предложенными ответчиком условиями договора, направило в адрес ООО "Чистый Город Кемерово" протокол разногласий.
07.10.2019 ответчик представил истцу протокол согласования разногласий, в котором разногласия, за исключением дополнения договора пунктом 3.1.7, согласованы.
Так, ООО "УК на Ворошилова" предлагало дополнить договор пунктом 3.1.7 следующего содержания: региональный оператор обязан "определять количество планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема, производить размещение контейнеров и бункеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры, уведомлять орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и исполнителя".
Ссылаясь на уклонение ООО "Чистый Город Кемерово" от заключения договора в редакции, предложенной истцом, ООО "УК на Ворошилова" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из того, что обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, создание и содержание мест накопления ТКО к обязанностям регионального оператора не относится.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены или изменения решения не установил.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы на обжалуемые решение и постановление.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в управлении ООО "УК на Ворошилова", возложена на управляющую организацию по обслуживанию жилищного фонда, к каковым ответчик не относится, и собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что контейнеры для сбора ТКО являются специализированным оборудованием, в связи с чем при изменении условий вывоза ТКО у регионального оператора, собственникам помещений придется приобретать контейнеры, соответствующие изменившимся условиям сбора, отклоняется судом округа, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Доводы заявителя жалобы о том, что расходы по предоставлению контейнеров для сбора ТКО подлежат возмещению региональному оператору путем включения в тариф соответствующих расходов, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, мотивированно ими отклонены, поскольку в предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кемеровской области на 2019 и 2020 года расходы на приобретение контейнеров для сбора ТКО не включены.
Кроме того, возможность компенсации региональному оператору понесенных экономически обоснованных расходов, не возлагает на ООО "Чистый Город Кемерово" обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в управлении ООО "УК на Ворошилова".
Также суд округа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Поскольку, как правомерно отмечено арбитражными судами, с учетом указанных выше норм права, а также исходя из Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержание может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов, то есть является правом, а не обязанностью ответчика, возникшее между сторонами разногласие при заключении договора не носит императивный характер, в связи с чем данная обязанность не может быть возложена в судебном порядке на ответчика.
Остальные доводы заявителя жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, поскольку из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами по предрешению вопросов о достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/2012).
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Судом отклоняется довод заявителя жалобы о том, что судами неверно применены нормы материального права, поскольку данный довод основан на неверном толковании заявителем жалобы норм материального права.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа также отклоняется доводы истца о том, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Обжалуемые судебные акты содержат в соответствии с требованиями части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ мотивированное обоснование отклонения заявленных истцом доводов.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, идентичны доводам апелляционной жалобы, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Согласно правовому подходу, изложенному в определении от 17.02.2015 N 274-О Конституционного Суда Российской Федерации, иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
При принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, нарушений норм материального и процессуального права (статья 288 АПК РФ), влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.05.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24906/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.