г. Тюмень |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А27-26399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" на решение от 27.01.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 26.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Логачев К.Д., Павлюк Т.В.) по делу N А27-26399/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (634041, Томская область, город Томск, проспект Кирова, дом 51а, 15, ОГРН 1047000256984, ИНН 7017103818) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Попилов М.О.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" Сальников А.С. по доверенности от 09.01.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (далее - общество, ООО "Норд Империал") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) об отказе в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в реестр опасных производственных объектов (далее - ОПО) от 01.04.2019 N 4-04-13/2901.
Решением от 27.01.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Норд Империал" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемый отказ управления не соответствует требованиям Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 (далее - Административный регламент); непроведение в полном объеме идентификации ОПО не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги; класс опасности эксплуатируемых обществом фондов скважин подлежит установлению в соответствии с пунктом 3 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), применение к ним иных критериев для определения класса опасности не допускается.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Норд Империал" эксплуатирует ряд фондов скважин месторождений в Томской области, которые зарегистрированы в государственном реестре ОПО N А62-05528-0001, N А62-05528-0004, N А62-05528-0005, N А62-05528-0027, N А62-05528-0039, N А62-05528-0040, III класс опасности.
В целях изменения класса опасности объектов общество 04.03.2019 обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в государственный реестр ОПО.
Письмом от 01.04.2019 N 4-04-13/2901 управление, ссылаясь на пункт 78 Административного регламента, сообщило обществу об отказе в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в реестр, указав на непроведение в полном объеме идентификации ОПО в соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования N 495), пунктами 5 и 10 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ.
Не согласившись с указанным отказом в предоставлении государственной услуги, ООО "Норд Империал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в отношении спорных фондов скважин.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО установлены в Законе N 116-ФЗ.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному Закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своих полномочий обеспечивает регистрацию, в том числе территориальными органами, объектов в государственном реестре (подпункт "б").
В соответствии с пунктами 5-7, 12 Требований N 495 регистрация ОПО в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности. Отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с названными Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов. Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности ОПО проверяется Ростехнадзором.
В силу подпункта 1 пункта 26 Требований N 495, подпункта 1 пункта 24 Административного регламента изменения в государственный реестр вносятся регистрирующим органом в случаях изменения состава ОПО, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на ОПО новых (дополнительных) технических устройств, содержащих признаки опасности, перечисленные в Приложении 1 Закона N 116-ФЗ; технологического процесса; признаков или класса опасности ОПО).
Исходя из пунктов 78, 84, 93 Административного регламента в случае отсутствия названных оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, территориальный орган Ростехнадзора принимает решение об отказе во внесении изменений, соответствующее уведомление с указанием причины отказа и обоснованием принятого решения вручается (направляется) заявителю.
Как следует из текста оспариваемого решения, управление не усмотрело заявленного обществом основания для внесения изменений в государственный реестр ОПО в части изменения класса опасности фондов скважин месторождений с III класса на IV класс, поскольку не проведена полная идентификация ОПО.
В приложении 1 к Закону N 116-ФЗ перечислены категории ОПО, в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к названному Закону количествах опасные вещества определенных видов (пункт 1); используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (пункт 2); используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры (пункт 3).
При этом классы опасности ОПО, указанных в пункте 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ, определены в пунктах 1-4 приложения 2 к названному Закону.
По мнению общества, фонды скважин являются ОПО бурения и добычи нефти, класс опасности которых подлежит установлению в соответствии с пунктом 3 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ исходя из выбросов продукции с содержанием сернистого водорода (в процентном отношении).
Между тем, как верно отмечено управлением, фонды скважин также относятся к категориям ОПО признакам, предусмотренным в пунктах 2 и 3 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ, при определении классов опасности которых следует руководствоваться пунктами 5 и 6 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ.
В пункте 4 приложения N 1 к Требованиям N 495 прямо указано на необходимость идентификации фондов скважин по признакам использования и получения опасных веществ; использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °C; и грузоподъемных механизмов (т.е. по пунктам 1, 2 и 3 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ).
С учетом изложенного классы опасности объектов фондов скважин подлежат определению по пунктам 3, 5 и 6 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ.
В случае, если для ОПО по указанным в пунктах 1-9 названного приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности (пункт 10 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ).
Как следует из материалов дела, при идентификации ОПО (фондов скважин месторождений) обществом был определен IV класс опасности по пункту 3 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ; при этом не произведена классификация, необходимая для объектов, указанных в пунктах 2 и 3 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ (т.е. по пунктам 5 и 6 приложения 2 к названному Закону). При этом из представленных на регистрацию документов усматривается наличие на фондах скважин оборудования, работающего под избыточным давлением более 1,6 Мпа, соответствующего III классу опасности (подпункт 1 пункта 5 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ).
Вопреки доводам ООО "Норд Империал" по смыслу пунктов 37, 73, 74, 78 Административного регламента неполная идентификация ОПО влечет принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в реестр ОПО.
С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемое решение управления соответствующим положениям Закона N 116-ФЗ, Административного регламента и отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы ООО "Норд Империал", изложенные в кассационной жалобы, не опровергают выводы судов и установленные ими обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.
То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводов, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судами не оценены.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.01.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-26399/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.