г. Тюмень |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А70-1702/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабаловой О.Ф.,
судей Дерхо Д.С.,
Хлебникова А.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу администрации города Тюмени на решение от 17.03.2020 Арбитражного суда Тюменской области (судья Макаров С.Л.) и постановление от 29.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аристова Е.В., Веревкин А.В., Еникеева Л.И.) по делу N А70-1702/2020 по иску акционерного общества "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (625031, Тюменская область, город Тюмень, улица Таежная, дом 12, ОГРН 1127232060438, ИНН 7202241386) к администрации города Тюмени в лице комитета по архивному делу административного департамента администрации города Тюмени (625036, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 20, ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) о принятии на безвозмездной основе документов для архивного хранения.
В заседании приняли участие представители: администрации города Тюмени - Файзулин В.Р. по доверенности от 12.12.2019 N 115/20; акционерного общества "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" - Анисимова Ю.Н. по доверенности от 09.01.2019.
Суд установил:
акционерное общество "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к администрации города Тюмени в лице комитета по архивному делу административного департамента администрации города Тюмени (далее - администрация) о принятии на архивное хранение документов общества за период с 01.01.1980 по текущее время: учредительные документы (свидетельство о регистрации, документы о создании, устав или положение, документ о ликвидации, приказы и/или распоряжения о создании, переименованиях, документы о ликвидации); приказы и/или распоряжения о приеме, увольнении, переводе, установлении должностных окладов, отпусках (если на предприятии использовались профессии на вредном производстве); трудовые договоры, контракты, соглашения, договоры подряда; личные карточки формы Т-2 (в том числе, временных работников); личные дела уволенных (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров, анкеты и т. д.); лицевые счета работников или ведомости по начислению заработной платы (при отсутствии лицевых счетов - ведомости на выдачу заработной платы, документы на выдачу пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат); расшифровка кодов видов начислений заработной платы и удержаний (при начислении кодов в расчётных листках); невостребованные личные документы (трудовые книжки, дипломы, свидетельства об образовании и т. п.); акты о несчастных случаях; штатные расписания; журналы учёта движения трудовых книжек, списки личного состава, алфавитные книги, другие документы, подтверждающие трудовой стаж, оплату труда, получение образования, имущественные и льготные права, изменение в должности и социально - правовом положении граждан; табели и наряды работников вредных профессий; список (перечень) вредных профессий, определяющих право на льготное пенсионное обеспечение, по возможности с описанием технологических процессов.
Решением от 17.03.2020 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены:
на администрацию возложена обязанность обязали с даты вступления решения в законную силу принять на архивное хранение указанные документы.
С ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражных судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель приводит следующие доводы: судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; документы общества являются федеральной собственностью и не подлежат хранению в муниципальном архиве.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, приобщенном судом округа к материалам дела, отклонило ее доводы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества - возражения, изложенные в отзыве кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ.
Судами установлено и из материалов дела следует, что федеральным агентством по управлению государственным имуществом издано распоряжение от 14.09.2012 N 1551-р о приватизации федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" путем преобразования в открытое акционерное общество "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (далее - ОАО "ЗапсибАГП") с уставным капиталом в размере 223 688 000 руб.
Решением годового общего собрания акционеров, оформленным протоколом от 27.06.2015 N 01/2015, ОАО "ЗапсибАГП" переименовано в АО "ЗапсибАГП".
Решением от 26.12.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А70-12033/2016 общество (должник), признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден Докукин Анатолий Евгеньевич.
Письмом от 15.01.2020 N 19 федеральное казенное учреждение "Государственный архив Российской Федерации" отказало конкурсному управляющему общества в принятии документов по личному составу на архивное хранение, поскольку в соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле), пунктом 2.7 "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях", утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидатором (конкурсным управляющим) и государственным или муниципальным архивом. Этим же письмом рекомендовано обратиться в ГБУТО "Государственный архив Тюменской области" с целью определения фондовой принадлежности документов и места их хранения, а также при необходимости заключения соответствующего договора.
Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Государственный архив социально - политической истории Тюменской области" в письме от 18.10.2019 N 0310 указало, что документы общества, созданные после 12.03.2012, являются частной собственностью, и могут быть приняты после упорядочения на основе возмездного договора.
На основании письма от 24.01.2020 N 53-07-000001/20 администрация отказала истцу в принятии документов на архивное хранение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также то, что местом нахождения общества с момента его создания являлся город Тюмень, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствовался статьей 18 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), статьей 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пунктами 3, 10 статьи 3, частью 8 статьи 23 Закона об архивном деле, пунктами 3 и 4 Положения о формировании и содержания муниципального архива города Тюмени, утвержденного распоряжением администрации от 13.09.2007 N 1344-рк (далее - Положение о муниципальном архиве), позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927.
Установив, что на администрацию возложены функции по хранению, комплектованию (формированию), учету и использованию документов архивного фонда города Тюмени, а также других архивных документов, учитывая источники комплектования муниципального архива (пункты 3, 4 Положения о муниципальном архиве), принимая во внимание территориальное местонахождение общества - город Тюмень, а также в целях соблюдения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности, принять на хранение документы общества по личному составу.
Судом первой инстанции указано, что отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы администрации об отсутствии у нее финансирования расходов по хранению документации государственных предприятий с учетом позиции высшей судебной инстанции, изложенной в определении от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом отметил, что хранение документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых организаций, направлено на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п., поэтому посчитал допустимым временно (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложить обязанность по приему и хранению данных документов, исходя из территориального принципа, на муниципальный архив, которым является ответчик.
По существу спор судами разрешен правильно, доводы кассационной жалобы суд округа признает подлежащими отклонению, в связи со следующим.
Исходя из положений статьи 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом об архивном деле.
В соответствии со статьей 3 Закона об архивном деле под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (пункт 2); документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3); документом Архивного фонда Российской Федерации признается архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению (пункт 4).
Состав Архивного фонда Российской Федерации определен в статье 5 Закона об архивном деле
Из положений статей 7, 8, 9 Закона об архивном деле следует, что архивные документы могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, относятся к частной собственности.
В части 8 статьи 23 Закона об архивном деле предусмотрено, что при ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
На основании пункта 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.
Таким образом, прием и хранение вышеперечисленных документов ликвидируемых негосударственных организаций осуществляется как государственными, так и муниципальными архивами.
В силу части 4 статьи 4 Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом о местном самоуправлении.
Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств (часть 5 статьи 4 Закона об архивном деле).
Подпункт 22 статьи 16 Закона о местном самоуправлении относит к вопросам местного значения городского округа формирование и содержание муниципального архива.
Согласно пунктам 3 и 4 Положения о муниципальном архиве муниципальным архивом города Тюмени является комитет по архивному делу административного департамента администрации города Тюмени, осуществляющий управление архивным делом на территории города Тюмени, хранение, комплектование, учет и использование документов архивного фонда города Тюмени, а также других архивных документов. Источниками комплектования муниципального архива являются: а) органы местного самоуправления, муниципальные организации в установленном порядке;
б) государственные органы и организации Тюменской области, государственные унитарные предприятия, государственные учреждения Тюменской области, находящиеся на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, в случае наделения органов местного самоуправления города Тюмени отдельными государственными полномочиями по комплектованию, учету, использованию и временному хранению документов, относящихся к государственной собственности Тюменской области; в) негосударственные организации, в случае заключения соответствующего договора; г) граждане, в случае заключения соответствующего договора.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Правильно применив к возникшим правоотношениям нормы права, следуя правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в (определении от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927), исходя из фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу по правилам главы 7 АПК РФ, учитывая возложенные на ответчика Положением о муниципальном архиве функции, период документов, подлежащих передаче на хранение, территориальное местонахождение истца, необходимость соблюдения прав и законных интересов работников общества (статья 18 Конституции РФ), суды пришли к правомерному выводу о допустимости временного (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложении обязанности по приему и хранению спорных документов, исходя из территориального принципа - в данном случае на ответчика.
Судами верно отмечено, что хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и тому подобное.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе (об отсутствии оснований для возложения на ответчика данной обязанности по хранению соответствующих документов), были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, и судами на основе анализа существа спорных правоотношений исходя из предмета заявленных требований, установленных фактических обстоятельств дела, им дана должная правовая оценка; выводы судов не опровергают, по сути, направлены на переоценку доказательств, установление новых обстоятельств, отличных от установленных судом, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, а потому также отклоняются судом округа.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущих судебных инстанций, у суда округа отсутствуют (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Вопреки приведенным в кассационной жалобе доводам, при рассмотрении настоящего дела нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду наличия у администрации льготы при обращении в арбитражные суды, вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобе в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судом не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2020 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1702/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ф. Шабалова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив к возникшим правоотношениям нормы права, следуя правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в (определении от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927), исходя из фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу по правилам главы 7 АПК РФ, учитывая возложенные на ответчика Положением о муниципальном архиве функции, период документов, подлежащих передаче на хранение, территориальное местонахождение истца, необходимость соблюдения прав и законных интересов работников общества (статья 18 Конституции РФ), суды пришли к правомерному выводу о допустимости временного (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложении обязанности по приему и хранению спорных документов, исходя из территориального принципа - в данном случае на ответчика.
...
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущих судебных инстанций, у суда округа отсутствуют (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2020 г. N Ф04-4424/20 по делу N А70-1702/2020