Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2020 г. N Ф04-4424/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А70-1702/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 29 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аристовой Е. В.,
судей Веревкина А. В., Еникеевой Л. И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Моториной О. Ф., после перерыва, объявленного в судебном заседании, секретарём Набиевым М. З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4648/2020) Администрации городского округа город Тюмень в лице Административного департамента на решение от 17.03.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1702/2020 (судья Макаров С. Л.) по иску акционерного общества "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (ОГРН 1127232060438, ИНН 7202241386, г. Тюмень, ул. Таежная, д. 12) к Администрации городского округа город Тюмень в лице Административного департамента (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092, г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 20) об обязании на безвозмездной основе принять документы для архивного хранения,
при участии в судебном заседании после перерыва, объявленного в судебном заседании, представителя акционерного общества "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" Анисимовой Ю. Н. по доверенности от 09.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (далее - АО "ЗАПСИБАГП", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации города Тюмени в лице Административного департамента (далее - администрация) об обязании на безвозмездной основе принять для архивного хранения следующие документы АО "ЗАПСИБАГП" за период с 01.01.1980 по текущее время: учредительные документы (свидетельство о регистрации, документы о создании, устав или положение, документ о ликвидации, приказы и/или распоряжения о создании, переименованиях, документы о ликвидации); приказы и/или распоряжения о приёме, увольнении, переводе, установлении должностных окладов, отпусках (если на предприятии использовались профессии на вредном производстве); трудовые договоры, контракты, соглашения, договоры подряда; личные карточки формы Т-2 (в том числе, временных работников); личные дела уволенных (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учёту кадров, анкеты и т. д.); лицевые счета работников или ведомости по начислению заработной платы (при отсутствии лицевых счетов - ведомости на выдачу заработной платы, документы на выдачу пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат); расшифровка кодов видов начислений заработной платы и удержаний (при начислении кодов в расчётных листках); невостребованные личные документы (трудовые книжки, дипломы, свидетельства об образовании и т. п.); акты о несчастных случаях; штатные расписания; журналы учёта движения трудовых книжек, списки личного состава, алфавитные книги, другие документы, подтверждающие трудовой стаж, оплату труда, получение образования, имущественные и льготные права, изменение в должности и социально - правовом положении граждан; табели и наряды работников вредных профессий; список (перечень) вредных профессий, определяющих право на льготное пенсионное обеспечение, по возможности с описанием технологических процессов.
Решением от 17.03.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1702/2020 исковые требования удовлетворены в полном объёме. Этим же решением с ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе администрацией ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта. В обоснование жалобы её податель указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Податель жалобы полагает, что документы АО "ЗАПСИБАГП", являющегося до 2012 года государственным предприятием, остаются в федеральной собственности и не подлежат хранению в администрации. По мнению заявителя, суду следовало разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Государственный архив Тюменской области".
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщён судом апелляционной инстанции к материалам дела.
11.06.2020 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 15.06.2020, в отсутствие заявителя жалобы.
В судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда, открытом 15.06.2020 в 12 ч 15 мин, объявлен перерыв до 22.06.2020 до 17 ч 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
18.06.2020 от АО "ЗАПСИБАГП" поступило заявление об участии представителя истца в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел", которое апелляционным судом удовлетворено.
После перерыва в судебном заседании представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на неё, материалы дела, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 14.09.2012 Федеральным агентством по управлению государственным имуществом издано распоряжение N 1551-р о приватизации федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" путём преобразования в открытое акционерное общество "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (далее - ОАО "ЗапсибАГП") с уставным капиталом в размере 223 688 000 руб.
В связи с приведением учредительных документов ОАО "ЗапсибАГП" в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации решением годового общего собрания акционеров, оформленным протоколом от 27.06.2015 N 01/2015, указанное общество переименовано в АО "ЗАПСИБАГП".
Решением от 26.12.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А70-12033/2016 должник - АО "ЗАПСИБАГП" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утверждён Докукин Анатолий Евгеньевич.
Письмом от 15.01.2020 N Исх.-19 федеральное казённое учреждение "Государственный архив Российской Федерации" отказало конкурсному управляющему АО "ЗАПСИБАГП" в принятии документов по личному составу на архивное хранение, поскольку в соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле), пунктом 2.7 "Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включённые в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидатором (конкурсным управляющим) и государственным или муниципальным архивом. Этим же письмом рекомендовано обратиться в ГБУТО "Государственный архив Тюменской области" с целью определения фондовой принадлежности документов и места их хранения, а также при необходимости заключения соответствующего договора.
ГБУ ТО "Государственный архив социально - политической истории Тюменской области" в письме от 18.10.2019 N 0310 указало, что документы общества, созданные по 12.03.2012, являются федеральной собственностью, после указанной даты частной собственностью, и могут быть приняты после упорядочения на основе возмездного договора.
На основании письма от 24.01.2020 N 53-07-000001/20 комитет по архивному делу Административного департамента Администрации города Тюмени отказал истцу в принятии документов на архивное хранение.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у администрации обязанности принять на хранение документы по личному составу АО "ЗАПСИБАГП".
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия суда отмечает следующее.
Абзацем одиннадцатым пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом об архивном деле.
В силу статьи 3 Закона об архивном деле под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (пункт 2); документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3); документом Архивного фонда Российской Федерации признаётся архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учёт и подлежащий постоянному хранению (пункт 4).
Из положений статей 7, 8, 9 Закона об архивном деле следует, что архивные документы могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, относятся к частной собственности.
На основании части 8 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включённые в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
В Российской Федерации в форме федеральных казённых учреждений созданы и действуют следующие федеральные государственные архивы: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив новейшей истории, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный архив научно-технической документации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фонодокументов, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.
Поименованные федеральные государственные архивы не предназначены для хранения документов по личному составу ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий, расположенных на территории Тюменской области.
Как отмечено судом первой инстанции, отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия суда учитывает, что исходя из
содержания пункта 10 статьи 23 Закона об архивном деле, законодатель предусмотрел обязанность приёма на хранение документов у ликвидируемых негосударственных организаций как государственными, так и муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.
Соответственно, по смыслу указанной нормы обязанность приёма на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для государственных, так и для муниципальных архивов.
В соответствии со статьёй 4 Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учёту и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Принимая во внимание положения статьи 18 Конституции Российской Федерации, учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие, в целях исключения условий для возложения обязанности по приёму однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, суд первой инстанции признал допустимым временное (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложение обязанности по приёму и хранению данных документов на не федеральный государственный архив, исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации).
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927.
Как установлено судом первой инстанции, официальным местом государственной регистрации истца согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является Тюменская область, город Тюмень, ул. Первомайская, 20, т. е. территория муниципального образования - городской округ город Тюмень.
В силу пунктов 3 и 4 Положения о формировании и содержания муниципального архива города Тюмени, утверждённого распоряжением Администрации города Тюмени от 13.09.2007 N 1344-рк, муниципальным архивом города Тюмени является комитет по архивному делу административного департамента Администрации города Тюмени, осуществляющий управление архивным делом на территории города Тюмени, хранение, комплектование, учёт и использование документов архивного фонда города Тюмени, а также других архивных документов. Источниками комплектования муниципального архива являются: а) органы местного самоуправления, муниципальные организации в установленном порядке; б) государственные органы и организации Тюменской области, государственные унитарные предприятия, государственные учреждения Тюменской области, находящиеся на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, в случае наделения органов местного самоуправления города Тюмени отдельными государственными полномочиями по комплектованию, учёту, использованию и временному хранению документов, относящихся к государственной собственности Тюменской области;
в) негосударственные организации, в случае заключения соответствующего договора;
г) граждане, в случае заключения соответствующего договора.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, учитывая, что хранение документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых организаций, направлено на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т. п., суд обоснованно посчитал допустимым временно (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложить обязанность по приёму и хранению данных документов, исходя из территориального принципа, на муниципальный архив, которым является комитет по архивному делу административного департамента Администрации города Тюмени.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе ответчика судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как администрация в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1702/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме.
Председательствующий |
Е. В. Аристова |
Судьи |
А. В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1702/2020
Истец: АО "ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ АЭРОГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: Администрация городского округа город Тюмень в лице Административного департамента