г. Тюмень |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А03-10748/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на решение от 16.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 11.09.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-10748/2019, принятые по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МедПарк" (ОГРН 1152224003293, ИНН 2224174180) к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (ОГРН 1022200906903, ИНН 2221002257) о признании частично недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, изложенного в акте от 03.04.2019 N 15.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Болотина М.И.) в судебном заседании приняла участие представитель Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края Потапова Е.В. по доверенности от 09.01.2018 N 41-д (срок действия по 31.12.2020).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "МедПарк" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Фонд) о признании частично недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, изложенного в акте проверки от 03.04.2019 N 15, в части расходов в сумме 1 096 922,68 руб.
Решением от 16.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 11.09.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным требование Фонда, изложенное в акте проверки от 03.04.2019 N 15, в части расходов на замену двери в сумме 15 846 руб. и штрафа в размере 1 584, 60 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Фонд (далее также - кассатор) обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворенных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Кассатор указывает, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования, и медицинская организация не вправе оплачивать такие расходы за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), такие расходы в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Фонд считает, что для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта. Кассатор утверждает, что спорные ремонтные работы (смена двух ветхих дверных блоков на один новый) относятся к капитальному ремонту согласно подпункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, "Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение ВСН 58-88 (р)), "Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение МДС 13-14.2000).
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы кассационной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение Общества о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Поскольку заявителем кассационной жалобы обжалуются судебные акты в части удовлетворенных требований, то суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемых решения и постановления в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом медицинская деятельность осуществляется на основании лицензии от 11.08.2017 N ЛО-22-01-004656, выданной бессрочно Министерством здравоохранения Алтайского края.
Фондом в отношении Общества проведена плановая контрольная проверка использования средств ОМС за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
По результатам проверки составлен акт от 03.04.2019 N 15, в котором Обществу было предъявлено требование о возврате в бюджет Фонда средств ОМС в размере 1 589 669,09 руб. и оплате штрафа за использование средств ОМС не по целевому назначению в размере 158 966,91 руб.
Общество, считая акт частично незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из доводов кассационной жалобы, основанием для требования о возврате в бюджет Фонда средств ОМС в размере 15 846 руб. и уплате штрафа в размере 1 584, 60 руб. послужил вывод Фонда о нецелевом использовании Обществом денежных средств, потраченных на замену двери, поскольку, по мнению Фонда, указанные расходы квалифицируются как расходы на капитальный ремонт, не предусмотренные тарифами на оплату медицинской помощи по программе ОМС.
Удовлетворяя требования Общества о признании недействительным оспариваемого акта в указанной части, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормами Закона N 326-ФЗ, ведомственными строительными нормами, содержащимися в Положениях ВСН 58-88 (р) и МДС 13-14.2000, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что выполненные работы по замене двери по своему содержанию относятся к текущему ремонту, поскольку проводились без вывода из эксплуатации здания или части здания, в котором Общество осуществляет медицинскую деятельность, и могли быть оплачены за счет средств ОМС.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с Законом N 326-ФЗ целевым признается использование медицинской организацией средств ОМС в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20).
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (постановление Администрации края от 26.12.2017 N 480) в перечень компенсируемых расходов за счет средств ОМС не включены расходы по капитальному ремонту.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
В силу части 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (в том числе дефектные ведомости, договор розничной купли-продажи-подряда, заключенный с ООО "Виктория) в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание нормы Положений МДС 13-14.2000 и ВСН 58-88 (р), разграничивающие понятия капитального и текущего ремонта, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае выполненные работы по замене дверных блоков относятся к текущему ремонту, в связи с чем признание Фондом нецелевого использования Обществом денежных средств является необоснованным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования в указанной части.
Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. С учетом изложенного государственная пошлина, уплаченная им за подачу кассационной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.09.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10748/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, уплаченную по платежному поручению от 09.11.2020 N 239010.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.