г. Тюмень |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А75-8680/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Магомедрагимова Закира Магомедрагимовича на решение от 27.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 02.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Котляров Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-8680/2020 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72, ИНН 8601024794, ОГРН 1058600003681) к индивидуальному предпринимателю Магомедрагимову Закиру Магомедрагимовичу (ОГРНИП 310860123100020) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Магомедрагимова Закира Магомедрагимовича (далее - ИП Магомедрагимов З.М., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 02.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, ИП Магомедрагимов З.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб. с конфискацией товаров, изъятых согласно протоколу осмотра места происшествия от 04.01.2020 и протоколу наложения ареста от 24.01.2020 N 3.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие факт оборота пищевой продукции, которая не соответствует требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее по тексту - ТР ТС 021/2011).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ханты-Мансийский" (далее по тексту - отдел) сообщения должностным лицом 04.01.2020 проведен осмотр торговой точки предпринимателя, расположенной по адресу: город Ханты-Мансийск, улица Заводская, дом 24 (магазине "Colombia"), в ходе которого установлен факт нахождения в обороте пищевой продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность, а именно:
- никотин-содержащее вещество ODENS импортного производства, без указания на русском языке информации о продукции, его составе, адресе производства, производителе, в количестве 50 шт.;
- жевательная смесь сухих трав без содержания табака "Corvus", в состав которого входит никотин высокой степени очистки, по способу употребления - сосательный, производитель ООО "Корвус" (125315, город Москва, улица Самеда Вургуна, дом 5, этаж 1, помещение 10) в количестве 16 шт.
Данная продукция была изъята и помещена на хранение в отдел, что отражено в акте осмотра места происшествия от 04.01.2020.
По результатам рассмотрения поступивших из отдела материалов дела о выявлении административного правонарушения управление определением от 24.01.2020 N 03/СО возбудило в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В ходе проведенного в рамках дела об административном правонарушении осмотра магазина "Colombia" административным органом установлено допущенное предпринимателем нарушение требований действующего законодательства в области технического регулирования, выразившееся в обороте пищевой продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность, а именно:
- никотин-содержащее вещество ODENS импортного производства, без указания на русском языке информации о продукции, его составе, адресе производства, производителе, в количестве 9 шт.;
- никотин-содержащее вещество Sibir импортного производства, без указания на русском языке информации о продукции, его составе, адресе производства, производителе, в количестве 3 шт.;
- никотин-содержащее вещество Fata Morgana импортного производства, без указания на русском языке информации о продукции, его составе, адресе производства, производителе, в количестве 2 шт.
Протоколом наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи от 24.01.2020 N 3 указанная продукция арестована и передана на хранение в управление.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 10.03.2020 N 37 и обращения в арбитражный суд с заявлением о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях ИП Магомедрагимова З.М. состава вменяемого правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. с конфискацией продукции, изъятой на основании протокола от 04.01.2020 и арестованной протоколом от 24.01.2020.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Ответственность за совершение вышеперечисленных действий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ) пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 7 статьи 15 Закона 52-ФЗ к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат обязательному подтверждению соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (статья 41 Закона 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
В силу пункта 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения (статья 4 ТР ТС 021/2011).
ТР ТС 021/2011 определяет пищевую продукцию как продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированную пищевую продукцию, питьевую воду, расфасованную в емкости, питьевую минеральную воду, алкогольную продукцию (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательную резинку, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Согласно разъяснениям Евразийской Экономической комиссии от 20.12.2019 любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве лекарственных средств), в том числе содержащая никотин, является пищевой продукцией и, соответственно, объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011 и должна соответствовать требованиям безопасности данного регламента.
Пунктом 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 определено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции и государственной регистрации пищевой продукции нового вида.
Из изложенного следует, что некурительная никотинсодержащая продукция является объектом регулирования ТР ТС 021/2011, в связи с чем подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (пункт 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011).
Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещено нахождение в обороте пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и подлежат экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили факт нахождения на хранении в складском помещении магазина предпринимателя никотинсодержащей продукции, в отношении которой отсутствуют документы, подтверждающие ее соответствие требованиям ТР ТС 021/2011, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Поскольку ИП Магомедрагимовым З.М. не представлены доказательства, подтверждающие принятие им необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего законодательства при обороте пищевой продукции, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ управлением в ходе производства по административному делу не допущено; протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Срок привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Административное наказание назначено предпринимателю в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ИП Магомедрагимова З.М. к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению исходя из пределов полномочий суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 02.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8680/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.