г. Тюмень |
|
3 февраля 2021 г. |
Дело N А27-6857/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 14.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 12.10.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Логачев К.Д., Павлюк Т.В.) по делу N А27-6857/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская энергетическая компания" (652990, Кемеровская область - Кузбасс, Таштагольский район, город Таштагол, улица Мира, дом 30А, ИНН 4228010684, ОГРН 1074228000153) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании незаконным решения от 20.02.2020 N 02-05/1553.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ООО "ЮКЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании недействительным решения от 20.02.2020 N 02-05/1553.
Решением от 14.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.10.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, решение от 20.02.2020 N 02-05/1553 признано недействительным, на управление возложена обязанность выдать обществу решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов "Золошлаковый отвал ООО "ЮКЭК" на основании "Отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах их воздействия на окружающую среду за 2018 год".
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку для оценки динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов общества необходимо проведение актуальных инструментальных измерений с привлечением федерального государственного бюджетного учреждения, находящегося в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ЦЛАТИ); суд первой инстанции, обязав управление выдать обществу решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов "Золошлаковый отвал ООО "ЮКЭК" вышел за пределы своих полномочий, поскольку принятие соответствующего решения отнесено к компетенции административного органа.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЮКЭК" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управление поступило обращение общества об исключения негативного воздействия на окружающую среду объектом размещения отходов под номером 42-00301-3-00870-311214.
По итогам рассмотрения обращения ООО "ЮКЭК" административный орган на основании подпункта "а" пункта 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467), принял решение от 20.02.2020 N 02-05/1553 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЮКЭК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у управления правовых оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку общество в полном объеме предоставило данные, подтверждающие отсутствие негативного воздействия объекта размещения отходов.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов установлен Положением N 467.
Согласно пункту 3 Положения N 467 обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (пункт 6 Положения N 467).
При этом в соответствии с пунктом 5 Положения N 467 при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Пунктом 10 Положения N 467 установлено, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.
Одним из оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов является отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (подпункт "а" пункта 11 Положения N 467).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения со ссылкой на положения подпункта "а" пункта 11 Положения N 467 послужил вывод административного органа том, что представленный отчет не содержит инструментальных измерений фоновых показателей, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, пункт 5 Положения N 467 не содержит требования о необходимости предоставления данных о фоновых показателях исключительно федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Судами установлено, что отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2018 год, данные которого подтверждают отсутствие негативного воздействия на окружающую среду, подготовлен обществом в соответствии с пунктом 6 Положения N 467 и своевременно направлен в административный орган; лаборатория, привлеченная ООО "ЮКЭК" для осуществления исследования, отвечает всем требованиям действующего законодательства; письмо Кемеровского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о фоновых концентрациях выдано надлежащим исполнителем, имеющим право на предоставление данной информации, лицензированным на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (приложение к лицензии от 04.06.2013 N Р/2013/2313/100/Л).
При таких обстоятельствах судами сделан верный вывод о несоответствии оспариваемого решения управления требованиям действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов ООО "ЮКЭК" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку указанное в данном решении основание для неподтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов не предусмотрено Положением N 467.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное обществом требование, возложив на управление в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность выдать ООО "ЮКЭК" решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов "Золошлаковый отвал ООО "ЮКЭК" на основании "Отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах их воздействия на окружающую среду за 2018 год".
При этом довод подателя кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции, возлагая на управление обязанность выдать соответствующее решение, вышел за пределы своих полномочий, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонен как основанный на неверном толковании действующего законодательства, поскольку указанный в решении способ устранения допущенных нарушений прав общества соответствует материальному требованию, соразмерен нарушенному праву и обеспечивает его восстановление.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.10.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6857/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения со ссылкой на положения подпункта "а" пункта 11 Положения N 467 послужил вывод административного органа том, что представленный отчет не содержит инструментальных измерений фоновых показателей, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, пункт 5 Положения N 467 не содержит требования о необходимости предоставления данных о фоновых показателях исключительно федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Судами установлено, что отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2018 год, данные которого подтверждают отсутствие негативного воздействия на окружающую среду, подготовлен обществом в соответствии с пунктом 6 Положения N 467 и своевременно направлен в административный орган; лаборатория, привлеченная ООО "ЮКЭК" для осуществления исследования, отвечает всем требованиям действующего законодательства; письмо Кемеровского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о фоновых концентрациях выдано надлежащим исполнителем, имеющим право на предоставление данной информации, лицензированным на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (приложение к лицензии от 04.06.2013 N Р/2013/2313/100/Л)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф04-6698/20 по делу N А27-6857/2020