г. Тюмень |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А02-336/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А.Н. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "ИнтерСтрой" на решение от 11.08.2020 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) и постановление от 20.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А02-336/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Горно-Строй" (649006, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Комсомольская, дом 9, офис 1, ИНН 0411136706, ОГРН 1080411001527) к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Ленкина, дом 12, ИНН 0411130302, ОГРН 1070411000660) об оспаривании приказа.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "ИнтерСтрой" Швецов А.В. по доверенности от 29.06.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Горно-Строй" (после переименования общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "ИнтерСтрой", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - министерство) от 30.12.2019 N 1030 "О досрочном прекращении права пользования общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Горно-Строй" недрами по лицензии 04 РА 00084 ТР".
Решением от 11.08.2020 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 20.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, при вынесении оспариваемого акта министерством не соблюдены требования частей второй и четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), поскольку не указано основание для досрочного прекращения права пользования недрами и обществом не получено уведомление о допущенных им нарушениях условий лицензии; кроме того, судами не учтено, что действия общества по выходу на проектную мощность соответствовали техническому проекту, необходимости в разработке планов развития горных работ, в заключении договора аренды земельного участка не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу произведена замена судьи Киричёк Ю.Н. в связи с нахождением ее в ежегодном отпуске на судью Шабанову Г.А., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу выдана лицензия на право пользования недрами 04РА 00084 ТР от 14.03.2012 с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийного материала на участке недр, расположенном в Республике Алтай, Майминском районе, 0,6 км к востоку от автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт", 434 км, сроком действия до 28.03.2027 (далее - лицензия 04РА 00084 ТР).
Составной частью данной лицензии являются Условия пользования недрами (приложение N 1, далее - Условия пользования недрами).
Министерство, установив невыполнение обществом пунктов 1.5, 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования недрами (служебная записка от 20.05.2019), направило ему уведомление от 24.06.2019 N 6802 (по почте заказным письмом с уведомлением) о необходимости устранения нарушений существенных условий лицензии в течение шести месяцев со дня его получения. Данное уведомление направлено обществу по юридическому адресу и возвращено по истечении срока хранения органом почтовой связи в адрес министерства 02.08.2019.
Поскольку названные нарушения не были устранены обществом в установленный срок, министерство приказом от 30.12.2019 N 1030 досрочно прекратило право пользования недрами по лицензии 04РА 00084 ТР.
Не согласившись с указанным приказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у министерства правовых оснований для принятия оспариваемого приказа, поскольку обществом допущены нарушения существенных условий лицензии, которые не были им устранены в установленный срок.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 11, пункту 10 части второй статьи 22 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Пунктами 1.5, 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования недрами предусмотрено, что отвод земельного участка и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством; пользователь недр на лицензионном участке обязан осуществлять предписанную лицензией деятельность в соответствии с требованиями законодательства о недрах, об охране окружающей среды; произвести выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия в соответствии с утвержденным техническим проектом не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Закона о недрах, статьей 39.2, подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Статьей 24 Закона о недрах определены основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по выполнению указанных требований включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельный участок, на разработку которого претендует общество в рамках спорной лицензии, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения; обществом с момента получения лицензии 04РА 00084 ТР (2012 год) не оформлено право аренды на указанный земельный участок, не осуществлен его перевод в категорию земель промышленного назначения с разрешенным видом использования для добычи песчано-гравийной смеси, работы по добыче песчано-гравийного материала не ведутся, планы развития горных работ не разработаны.
Проанализировав Условия пользования недрами, технико-экономическое предложение освоения участка недр Аэропорт -
в Майминском районе Республики Алтай, представленное обществом на конкурс, а также разработанную и утвержденную проектную документацию отработки участков месторождения песчано-гравийного материала
в Майминском районе Республики Алтай, в том числе участка недр Аэропорт - , суды обосновано указали на то, что оформление земельного участка и выход на проектную мощность по лицензии 04РА 00084 ТР должен быть осуществлен обществом в срок не позднее 12.07.2015.
Согласно пункту 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
При этом решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть четвертая статьи 21 Закона о недрах).
В силу пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 N 135, пункта 17 Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай государственной услуги по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения на территории Республики Алтай, утвержденного приказом министерства от 01.04.2019 N 283 (далее - Административный регламент), министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения на территории Республики Алтай.
Согласно подпунктам 4, 7 пункта 24, подпункту 4 пункта 25 Административного регламента государственная услуга по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр предоставляется министерством в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, а также при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии. Основанием для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр могут являться соответствующие данные, полученные при осуществлении полномочий министерства.
Исходя из положений пунктов 72-74, 82, 83 Административного регламента указанные данные в отношении конкретного участка недр и конкретного недропользователя рассматриваются на комиссии министерства, в случае подтверждения существенных нарушений лицензии в адрес пользователя недр заказным письмом направляется уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами; продление срока, установленного в уведомлении на устранение нарушений, или выдача повторного уведомления на устранение нарушений с установлением новых сроков устранения нарушений не допускается.
По результатам контрольных мероприятий (в форме документарной проверки) за устранением пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о нарушениях, комплект документов в отношении конкретного участка недр направляется на повторное рассмотрение на комиссию министерства для принятия рекомендательного решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (пункты 84-86 Административного регламента).
В соответствии с пунктами 89, 95 Административного регламента протокол заседания комиссии министерства, в котором дана рекомендация о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, является основанием для принятия министерством решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения, оформленного приказом министра.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факты длительного (более 8 лет) несоблюдения обществом пунктов 1.5, 2.1.1 и 2.1.5 Условий лицензии и неустранения допущенных нарушений в течение шести месяцев со дня получения соответствующего уведомления министерства от 26.06.2019; при определении срока доставки указанного уведомления министерство обоснованно руководствовалось правилами пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним).
В нарушение статьи 65 АПК РФ обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, объективно препятствующих ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования.
Вопрос нарушения недропользователем существенных условий лицензии 04РА 00084 ТР обсуждался на заседании комиссии министерства при участии директора общества, по результатам которого принято рекомендательное решение о досрочном прекращении права пользования недрами по данной лицензии (протокол от 25.12.2019 N 519).
С учетом изложенного, принимая во внимание наличие у министерства правовых оснований для досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии с лицензией 04 РА 00084 ТР, соблюдение процедуры, предусмотренной Административным регламентом для вынесения оспариваемого приказа, отсутствие нарушений прав и законных общества в сфере предпринимательской деятельности, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2020 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 20.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-336/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факты длительного (более 8 лет) несоблюдения обществом пунктов 1.5, 2.1.1 и 2.1.5 Условий лицензии и неустранения допущенных нарушений в течение шести месяцев со дня получения соответствующего уведомления министерства от 26.06.2019; при определении срока доставки указанного уведомления министерство обоснованно руководствовалось правилами пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним).
В нарушение статьи 65 АПК РФ обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, объективно препятствующих ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2021 г. N Ф04-6517/20 по делу N А02-336/2020