город Томск |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А02-336/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., с использованием средств аудиозаписи и систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания ИнтерСтрой" (N 07АП-8368/2020) на решение от 11.08.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-336/20 (судья Черепанова И.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Горно-Строй" (ОГРН 1080411001527, ИНН 0411136706, адрес регистрации: ул. П. Кучияк, д. 7, г. Горно-Алтайск, респ. Алтай) к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, адрес регистрации: ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, респ. Алтай) о признании недействительным приказа N 1030 от 30.12.2019.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Швецов А.В., доверенность от 29.06.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания ГорноСтрой" (далее - ООО "СК Горно-Строй", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Министерство, ответчик) о признании недействительным приказа N 1030 от 30.12.2019 "О досрочном прекращении права пользования недрами общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Горно-Строй" по лицензии 04 РА 00084 ТР.
26.03.2020 ООО "Строительная компания "Горно-Строй" переименовано в ООО "Строительная компания "Интер-Строй".
Решением от 11.08.2020 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции необоснованно отклонен довод общества о несоблюдении ответчиком порядка принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами, поскольку уведомление от 26.06.2019 о невыполнении пунктов 1.6, 2.1.1, 2.1.5 условий пользования лицензией Обществом получено не было, возвращено адресату 02.08.2019. Решение о досрочном прекращении прав пользования недрами может быть принято только по истечении трех месяцев со дня реального получения недропользователем письменного уведомления о допущенных им нарушениях. Часть 2 статьи 20 Закона "О недрах" содержит 9 пунктов, нарушение какого из них явилось основанием для досрочного прекращения лицензии, в Приказе не указано. Одним из обстоятельств досрочного прекращения права пользования лицензии явилось то обстоятельство, что Общество в предусмотренный в лицензии срок (40 месяцев с даты выдачи лицензии) не вышло на проектную мощность - 50 тыс.куб.м. в год. Судом первой инстанции данное обстоятельство было признано правомерным, с чем нельзя согласиться. Судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что все три участка должны были отрабатываться одновременно. Данный довод суда первой инстанции прямо опровергается самой проектной документацией. Ни Министерством, ни судом первой инстанции не была обоснована необходимость заключения договора аренды земельного участка и его перевод в другую категорию в определенный срок Ни одно из указанных в Законе обстоятельств не предусматривает возможность досрочного прекращения лицензии по указанным в Протоколе N 519 основаниям.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо отклонило доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правильность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО "Строительная компания Горно-Строй" выдана лицензия на пользование недрами 04РА 00084 ТР сроком до 28.03.2027 с целевым назначение и видами работ: Геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийного материала. Участок расположен по адресу: республика Алтай, Майминский район, 0,6 км к востоку от автомобильной дороги М-52, "Чуйский тракт", 434 км. Участок имеет статус горного отвода.
В соответствие с Приложением N 1 к лицензии, заявителю предоставляется право пользование участком недр в горном отводе в предварительных границах без ограничения по глубине на период геологического изучения разведки лицензионного участка.
Право пользования участком недр предоставляется в соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 закона РФ "О недрах", частью 3 статьи 9-1 закона Республики Алтай от 02.03.1993 N 4-6 "О недрах и недропользовании", Приказа Министра лесного хозяйства по республике Алтай N 65 от 29.03.2012 и решения Комиссии по проведению конкурсов и аукционов на предоставление прав пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (Протокол N 17 НП12 от 28.02.2012).
25.12.2019 состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, вынесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.
Комиссия установила, что Общество нарушило требования Условий пользования участком недр, а именно: до настоящего времени отсутствует договор аренды земельного участка, земля из категории земли сельскохозяйственного назначения не переведена в категорию земли промышленности; отсутствуют утвержденные планы развития горных работ, не осуществляется достоверный учет полезных ископаемых; выход на проектную мощность 50 тыс. куб. м. в год в соответствие с утвержденным проектом и условиями лицензии не осуществлен.
По результатам заседания комиссией принято решение рекомендовать Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии 04 РА 00084 ТР, выданной ООО "СК "Горно-Строй".
При этом 27.06.2019 в адрес Общества направлено уведомление Министерства от 26.06.2019 N 6802 о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Приказом N 1030 орт 30.12.2019 Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай досрочно прекратило право пользования недрами по лицензии 04 РА 00084 ТР, выданной ООО "СК "Горно-Строй" 14.03.2012.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило невыполнение Обществом пунктов 1.6, 2.1.1, 2.15 Условий пользования участком недр.
Полагая, что оспариваемый приказ вынесен с нарушением действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем допущены нарушения существенных условий Лицензии и установлены основания для принятия уполномоченным органом оспариваемого решения о прекращении права пользования недрами по лицензии 04РА 00084 ТР.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно статье 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае, в том числе нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Аналогичные основания досрочного прекращения права пользования недрами предусмотрены пунктом 15.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1).
Согласно пункту 9.2 Положения N 3314-1 владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.
Статьёй 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 названного закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (часть 4 статьи 20 Закона о недрах).
Последовательность и сроки действия (административных процедур) по исполнению функции по принятию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр, определяет Административный регламент по предоставлению Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай государственной услуги по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения на территории Республики Алтай, утвержденный Приказом Минприроды Республики Алтай от 01.04.2019 N 283 "Об утверждении административных регламентов в сфере недропользования и признании утратившими силу некоторых приказов".
В соответствие с пунктами 1 и 17 Административного регламента функция по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр реализуются Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр является: 1) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации; 2) представления (предложения) должностных лиц Министерства, осуществляющих региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; 3) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации; 4) данные, полученные при осуществлении полномочий Министерства, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; 5) письменное заявление владельца лицензии о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами по его инициативе; 6) документы, предоставленные в Министерство о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок недр был предоставлен в пользование (п. 25 Административного регламента).
Рассмотрение документов и материалов по вопросам предоставления права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай по участкам недр осуществляется Комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай по участкам недр (п. 56, 72 Административного регламента), которая принимает решения рекомендательного характера).
В соответствие с п. 74 Административного регламента, результатом административного действия по рассмотрению представленного комплекта материалов на Комиссии Министерства является, в том числе, решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Уведомление о нарушениях подписывается Министром или его заместителем, регистрируется в порядке, установленном правилами делопроизводства, и направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 82).
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (п. 83).
Результатом административного действия по повторному рассмотрению материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссией Министерства является принятие рекомендательного решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению) (п. 86).
Ответственным за выполнение административной процедуры по повторному рассмотрению материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами является Комиссия Министерства. Решение Комиссии Министерства оформляется протоколом заседания Комиссии Министерства, который подписывается председателем Комиссии Министерства и секретарем. Подписанный протокол в этот же день направляется уполномоченному специалисту Министерства (п. 87).
Основанием для начала административной процедуры является получение протокола заседания Комиссии Министерства, в котором дана рекомендация о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами. Решение Министерства о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения оформляется приказом (п. 89).
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (абз. 4 ст. 21 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) "О недрах").
До принятия указанного решения уполномоченный орган обязан соблюсти последовательность, установленную регламентом, то есть совершить ряд действий, составляющих процедуру досрочного прекращения права.
Апелляционный суд поддерживает обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами административным органом был соблюден.
Так, в соответствие с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения) (п. 67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В судебном заседании установлено, что 27.06.2019 в адрес Общества направлено уведомление Министерства от 26.06.2019 N 6802 о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Уведомление возвращено в адрес Министерства 02.08.2019.
Решение о досрочном прекращении права пользования недрами вынесено по истечение 3-х месяцев с момента возвращения уведомления адресату 30.12.2019.
Заседание комиссии состоялось 25.12.2019.
Таким образом, Министерством соблюден порядок уведомления пользователя недр о возможном досрочном прекращении права пользования участком недр, предусмотренный Административным регламентом; неполучение уведомления наступило не от действий Министерства, а вследствие действий самого общества, которое несет риск последствия неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Пунктом 1.5 Условий пользования участком недр предусмотрена обязанность владельца лицензии по оформлению отвода земельного участка и оформлению земельных прав пользователя недр в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствие с п. 2.1.1 Условий пользования участком недр, пользователь недра на Лицензионном участке обязан соблюдать требования Закона РФ от 21.02.1992 " 2395-1 "О недрах", Закона РФ от 02.03.1993 N 4-6 "О недрах и недропользовании", законодательства об охране окружающей среды.
Выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия должен быть произведен в соответствие с утвержденным техническим проектом не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (п. 2.1.5 Условий пользования участком недр).
Согласно статье 6 Закона о недрах недра могут быть предоставлены в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия на право пользования недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно части 1 статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса российской Федерации.
В пункте 1 статьи 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Как правильно указал суд первой инстанции, из системного толкования указанных норм права следует, что разрешение на пользование недрами оформляется специальным разрешение в виде лицензии.
Вместе с тем пользование недрами на основании полученной лицензии возможно исключительно после оформления прав на земельный участок в виде аренды и при необходимости перевода земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Кроме этого статьей 24 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) "О недрах" предусмотрены основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствие с абзацем 2 п. 10 ст. 24 указанного закона мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора.
Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 814 утверждены Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712:307, на разработку которого в соответствии с лицензией 04 РА 00084 ТР претендует заявитель, образован из земельного участка с кадастровым номером 04:01:000000:68.
Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
До настоящего времени право аренды на этот земельный участок заявителем не оформлено, перевод земельного участка с кадастровым номером 04:01:010712:307, площадью 96 114 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленного назначения с разрешенным видом использования - для добычи песчано-гравийной смеси, не осуществлен.
Работы по добыче песчано-гравийного материала пользователем недр не ведутся и как следствие планы развития горных работ не разработаны.
Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Учитывая положения п. 2.1.5 Условий пользования участком недр, согласно которому выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия должен быть осуществлен не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (12.03.2012), предприятие, в срок не позднее 12.07.2015 года, не только должно было оформить права на земельный участок, в том числе перевести земельный участок с одной категории в другую, но и выйти на проектную мощность в соответствие с техническим проектом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил факт существенного нарушения условий лицензии ООО "СК "Горно-Строй".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и отклоняя доводы заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пользователь недр обязан использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией и техническими регламентами (пункты 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Согласно статье 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами установлен в Положении о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее по тексту - Положение N 118).
В силу пункта 3 Положения N 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения N 118).
Согласно пункту 5 Положения N 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что проектная документация, на которую ссылается заявитель, составлена с учетом исходных данных, предоставленных ООО СК Горно-Строй, а именно на основании следующих материалов: - Лицензия на право пользование недрами Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке Аэропорт-1 04РА 00051 ТР от 24.04.2009, действительна до 24.04.2019; - Лицензия на право пользование недрами Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке Аэропорт-1/2 04РА 00082 ТР от 07.02.2012, действительна до 24.04.2019; - Лицензия на право пользование недрами Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке Аэропорт-1/4 04РА 00084 ТР от 14.03.2012, действительна до 28.02.2027; - отчет о геологоразведочных работах с подсчетом запасов песчано-гравийной смеси участка Аэропорт-1, Аэропорт , Аэропорт . - протокол 12 ТКЗ от 16.07.2009 ; - Заключение 24 ТКЗ от 18.09.2012.
В соответствие с п. 1.1 Проектной документации рассмотрен вопрос отработки всего участка, на котором был произведен подсчет запасов, который включает в себя все три участка - "Аэропорт-1", "Аэропорт-1/2", "Аэропорт-1/4" суммарной площадью 21,0 га.
В соответствие с п. 3.2 проектной документации площадь, проектируемая под разработку карьера, в том числе, для размещения временных отвалов пустых пород составляет 18,5 га.
Данная площадь охватывает всю часть месторождения. Проектный карьер располагается в контурах земельного отвода. Календарным планом горных работ предусмотрено вовлечение земель в горные отработки последовательно, с проведение вскрышных работ в первые годы карьера.
В соответствие с техническим заданием, данной документацией определена производительность карьера 50,0 тыс. куб.м., но предполагается, что она будет зависеть от потребности предприятия в материалах согласно с условиями строительного рынка региона.
Максимально возможная годовая производительность рассчитана 553,3 тыс. куб. м. и может быть обеспечена 3 забоями, работающими одновременно.
Календарный план является ориентировочным и определяет главное направление и порядок подвигания горных работ (п. 4.2.5 Проектной документации). Разработан на первые 10 лет.
Таким образом, проектная документация разработана с учетом условий всех трех лицензий, в том числе и лицензии, которая является предметом спора, а также с учетом сроков выхода на проектную мощность в соответствие с этими лицензиями, которые установлены не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензий.
Карьер рассматривается как единый горный отвод, включающий в себя все три земельных участка по трем лицензиям. Календарный план является ориентировочным и определяет главное направление и порядок продвигания горных работ и не свидетельствует о невозможности исполнения п. 2.1.5 Условий Лицензии на право пользование недрами "Геологическое изучение с последующей добычей песчаногравийного материала на участке "Аэропорт-1/4" 04РА 00084 ТР от 14.03.2012 в части выхода на проектную мощность по этой лицензии в течение 40 месяцев с момента государственной регистрации лицензии.
Более того, как правильно установлено судом первой инстанции, проектная документация, несмотря на утверждение ее в установленном Законом о недрах порядке, не изменяет условий лицензии и не является документом, подтверждающим внесение изменений в существенные условия лицензии.
В данном случае на протяжении более чем 8 лет с момента государственной регистрации лицензии, работы на земельном участке не ведутся, права на земельный участок в установленном законом порядке не оформлены, перевод земельного участка участок с кадастровым номером 04:01:010712:307, площадью 96 114 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленного назначения с разрешенным видом использования - для добычи песчано-гравийной смеси, не осуществлен и как следствие планы развития горных работ по этой лицензии отсутствуют.
Кроме того, установлено, что препятствием в оформлении прав на участок недр в соответствие с лицензией и перевод земли с одной категории в другую для добычи песчано-гравийной смеси в настоящее время является банкротство ООО Добровское" (Дело N А02- 617/2018), которому спорный участок передан по договору уступки права требования с ООО "Чуйское", которое также находится в банкротстве с 2016 года (Дело N А02- 1615/2016). Земельный участок включен в конкурсную массу должника определением от 20.06.2019.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и приведенного довода, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-336/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания ИнтерСтрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания ИнтерСтрой" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 30 от 17.08.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-336/2020
Истец: ООО "Строительная компания Горно-Строй"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай
Третье лицо: ООО СК "Интер Строй"