г. Тюмень |
|
8 апреля 2021 г. |
Дело N А46-6412/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Строй" на решение от 07.09.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Кливер Е.П.) и постановление от 26.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Бодункова С.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-6412/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Строй" (627014, Тюменская область, город Ялуторовск, улица О.Кошевого, дом 2, ИНН 5503246289, ОГРН 1135543050818) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Строй" - Долгов И.П. по доверенности от 01.08.2019;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Хмелевский Н.Ю. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Строй" (далее - общество, ООО "Гарант-Строй") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 27.03.2020 N 09-01/2731, обязании выдать разрешение на строительство.
Решением от 07.09.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество (с учетом изложенных в судебном заседании пояснений) просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии у общества технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения; отклонение от градостроительного плана земельного участка и требований проекта планировки в части размещения 84 парковочных мест за пределами пятна проектируемой застройки не имеет правого значения, поскольку расположение первого этапа не нарушает градостроительное планирование; к участию в деле подлежало привлечению акционерное общество "ОмскРТС" (далее - АО "ОмскРТС"); истечение срока действия договора аренды спорного земельного участка не могло служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 07.03.2008 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сибстрой" (далее - ООО "Сибстрой") сроком на 7 лет заключен договор аренды земельного участка от 07.03.2008 N Д-Кр-31-7103, согласно которому ООО "Сибстрой" из состава земель населенных пунктов в границах города Омска представлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:0573, находящийся в государственной собственности.
01.12.2010 между ООО "Сибстрой" и обществом с ограниченной ответственностью "Зеленая долина" (далее - ООО "Зеленая долина") заключено соглашение о перенайме по договору аренды земельного участка от 07.03.2008 N Д-Кр-31-7103, по которому права и обязанности арендатора по договору перешли к ООО "Зеленая долина".
На основании соглашения о перенайме от 23.08.2019 N 1 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 07.03.2008 N Д-Кр-31-7103 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3926 перешли к ООО "Гарант-Строй".
27.09.2019 департаментом в отношении спорного земельного участка подготовлен градостроительный план земельного участка N RU 55-000000023807.
По заданию ООО "Гарант-Строй" обществом с ограниченной ответственностью "Геотоп-2" проведены инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, составлены технические отчеты, являющиеся исходными данными для проектирования.
Проектной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "СибСтройПроект" разработана проектная документация "Жилой квартал, расположенный в границах улица 3-я Енисейская - бульвар Архитекторов -старица реки Замарайка - улица Дмитриева в Кировском административном округе г. Омска. II очередь строительства. 1 этап. Многоквартирный 10-этажный жилой дом".
23.03.2020 ООО "Гарант-Строй" обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного 10-этажного жилого дома. 1 этап II очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах улица 3-я Енисейская - бульвар Архитекторов - старица реки Замарайка - улица Дмитриева в Кировском административном округе города Омска на земельном участке с кадастровым номером 56:36:110201:3926.
Письмом от 27.03.2020 N 09-01/2731 департамент отказал обществу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), указав, в том числе на отсутствие технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения в представленном разделе "Пояснительная записка"; несоответствие представленной проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3926.
Полагая, что решение департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство административным органом указано, в том числе на отсутствие технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения в представленном разделе "Пояснительная записка".
Пунктом 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); проект организации строительства объекта капитального строительства.
Согласно пункту 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, Раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать, в том числе технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.
В соответствии с частью 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, или лиц, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном развитии территории не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что представленные обществом условия подключения к системе теплоснабжения от 20.02.2020 N 24-22т/131 не содержат информации о сроках подключения объекта капитального строительства к сетям, о плате за подключение, а срок их действия составляет 2 месяца.
При таких обстоятельства суды, учитывая положения части 7 статьи 48 ГрК РФ, сделали обоснованный вывод о фактическом непредоставлении ООО "Гарант-Строй" технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения в представленном разделе "Пояснительная записка".
Кроме того, административным органом выявлено несоответствие проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3926.
Судами установлено, что согласно разделу 2 "Схема планировочной организации земельного участка" (шифр 0919/1-ПЗУ), представленной обществом в целях получения разрешения на строительство проектной документации, в южной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3926 предполагается размещение 84 парковочных мест с перспективой размещения многоэтажного гаража-стоянки с объектом обслуживания, вместе с тем в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденным Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п (далее - Проект планировки территории), в указанном месте предполагается строительство жилого дома.
С учетом изложенного суды, принимая во внимание, что самовольное изменение обществом количества планируемых к строительству жилых домов в квартале застройки повлечет нарушение требований Проекта планировки территории, в том числе приведет к несоответствию расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, объектами благоустройства территории, иными объектами городского округа и в результате к несоответствию технико-экономическим показателям Проекта планировки территории, которые являются основной частью Проекта планировки территории, пришли к обоснованному выводу о несоответствии представленной заявителем проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3926.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, признав оспариваемый отказ департамента соответствующим градостроительному законодательству.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Ссылка общества на необходимость привлечения к участию в деле АО "ОмскРТС", признается неосновательной, поскольку в силу пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ непривлечение лиц к участию в деле может являться безусловным основанием для отмены судебных актов при условии, что оспариваемые судебные акты не просто затрагивают права и обязанности этих лиц, а приняты непосредственно об их правах и обязанностях, то есть в силу факта своего принятия порождают, изменяют, прекращают данные права либо создают препятствия для их реализации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2017 N 301-ЭС17-4390 по делу N А29-1534/2016).
Судебные акты по настоящему делу не являются принятыми о правах и обязанностях АО "ОмскРТС", не порождают, не изменяют и не прекращают его прав, не создают препятствий в их реализации.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6412/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что представленные обществом условия подключения к системе теплоснабжения от 20.02.2020 N 24-22т/131 не содержат информации о сроках подключения объекта капитального строительства к сетям, о плате за подключение, а срок их действия составляет 2 месяца.
При таких обстоятельства суды, учитывая положения части 7 статьи 48 ГрК РФ, сделали обоснованный вывод о фактическом непредоставлении ООО "Гарант-Строй" технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения в представленном разделе "Пояснительная записка".
...
Ссылка общества на необходимость привлечения к участию в деле АО "ОмскРТС", признается неосновательной, поскольку в силу пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ непривлечение лиц к участию в деле может являться безусловным основанием для отмены судебных актов при условии, что оспариваемые судебные акты не просто затрагивают права и обязанности этих лиц, а приняты непосредственно об их правах и обязанностях, то есть в силу факта своего принятия порождают, изменяют, прекращают данные права либо создают препятствия для их реализации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2017 N 301-ЭС17-4390 по делу N А29-1534/2016)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф04-636/21 по делу N А46-6412/2020