г. Тюмень |
|
14 апреля 2021 г. |
Дело N А70-9313/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А.
рассмотрел кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение от 09.10.2020 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А) и постановление от 29.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-9313/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" (625030, Тюменская область, город Тюмень, улица Олега Кошевого, дом 26, офис 2 ОГРН 1147232006910, ИНН 7203304688) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) об оспаривании постановления от 20.12.2019 по делу об административном правонарушении, к Федеральной антимонопольной службе (123001, город Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 11 ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539) об оспаривании решения от 19.05.2020.
Другое лицо, участвующее в деле, - Воронина Галина Ивановна.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" (далее - ООО СК "Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 20.12.2019 N 072/04/9.21-326/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб. и решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 19.05.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Воронина Галина Ивановна (далее - Воронина Г.И., потребитель).
Решением от 09.10.2020 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование ООО СК "Восток" удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба просит указанные судебные акты отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению управления, судами не учтены положения пунктов 12.1, 14, 16.3 и подпункта "б" пункта 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит удовлетворить кассационную жалобу службы.
Иные лица отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемых постановления и решения послужил факт нарушения ООО СК "Восток" пункта 19 Правил N 861, выразившийся в предъявлении потребителю требования по установке прибора учета вне дачного дома (пункт 10.4 Технических условий от 28.05.2019 N 294-2019/ТУ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Положения абзаца второго пункта 19 Правил N 861 запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.
На основании пункта 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств (подпункты "а" и "б" пункта 25(1) Правил N 861).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 N 1351 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей" в пункт 144 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), были внесены изменения, согласно которым приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622 "О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" слова "членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" заменены словами "граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества".
Судами установлено, что 28.05.2019 между ООО СК "Восток" и Ворониной Г.И. заключен договор N 294/В об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложением технических условий N 294-2019/ТУ; пунктом 10.4 технических условий предусмотрена обязанность потребителя осуществить монтаж прибора учета электрической энергии класса точности 2,0 и выше и рабочим диапазоном температур от -40°С до +50°С. При наличии технической возможности прибор учета установить на границе земельного участка Ворониной Г.И.; в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе земельного участка - установить прибор учета на границе сети (по балансовой принадлежности) потребителя и сетевой компании; Воронина Г.И. не согласна с требованием сетевой компании по установке прибора учета электрической энергии на границе земельного участка и настаивает на размещении прибора учета в дачном доме, расположенном на земельном участке потребителя.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к верному выводу, что при определении места установки прибора учета - на границе земельного участка Ворониной Г.И., общество действовало в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством, что исключает в данном случае наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие технической возможности установить прибор учета электрической энергии на границе земельного участка документально не подтверждено.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные ООО СК "Восток", признав незаконными и отменив оспариваемые им постановление управления и решение ФАС России.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.10.2020 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9313/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 N 1351 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей" в пункт 144 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), были внесены изменения, согласно которым приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
...
Пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622 "О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" слова "членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" заменены словами "граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф04-1334/21 по делу N А70-9313/2020