г. Тюмень |
|
20 апреля 2021 г. |
Дело N А70-11296/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Лукьяненко М.Ф. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мамонтовой Натальи Валерьевны на решение от 24.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области (судья Михалева Е.В.) и постановление от 28.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Воронов Т.А.) по делу N А70-11296/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (625023, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корп. 1, оф. 301, ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к индивидуальному предпринимателю Мамонтовой Наталье Валерьевне (ИНН 720502247980, ОГРНИП 311723211700030) о взыскании 55 320 руб.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, ООО "ТЭО") обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Мамонтовой Наталье Валерьевне (далее - ответчик, ИП Мамонтова Н.В.) о взыскании основного долга в размере 51 832 руб. 74 коп, пени в размере 3 487 руб. 50 коп. с последующим начислением пени по день фактической оплаты долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 14.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены, с ИП Мамонтовой Н.В. в пользу ООО "ТЭО" взыскано 51 832 руб. 74 коп. основного долга, 3 487 руб. 50 коп. пени за период с 12.02.2019 по 11.07.2020 с последующим начислением пени в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты долга, начисленной на сумму основного долга, начиная с 12.07.2020 по день фактической оплаты долга, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 213 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 309, 310, 425, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), условиями договора и исходили из ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по оплате услуг.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что услуги по вывозу ТКО на основании заключенного договора N ТО02КО0400000695 от 01.01.2019 оплачены ответчиком, дополнительно выставленные универсальные передаточные документы с января по сентябрь 2019 года за услуги по вывозу ТКО истцом фактически не оказывались; объем отходов ТКО на территории Республики, 97, был указан с учетом объектов "гостиница" и "гараж" по ул. Первомайская, 164; ИП Мамонтова Н.В. отвозила ТКО в контейнере на своей машине (кран-манипулятор) в специально отведенное место на объект по ул. Республики, 97Б/4; ссылается на то, что дополнительное соглашение N 002 от 23.09.2019 было получено ею только 18.10.2019, заявитель неоднократно направляла письма о мотивированном отказе от его подписания и просила внести изменения в Приложение N 1 к договору, поэтому считает, что применять условия типового договора необоснованно.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТЭО" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по изложенным в них мотивам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статей 284, 286, 288.2 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ТЭО" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) подписан договор N ТО02КО0400000695 от 01.01.2019 на оказание услуг по вывозу ТКО (далее - договор).
В соответствии с условиями договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 1 договора).
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 2 договора).
В соответствии с пунктом 3 договора способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, в том числе, крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц (пункт 5 договора).
В соответствии с пунктом 7(1) договора региональный оператор выставляет потребителю первичный документ (счет, универсальный передаточный документ - далее - УПД) за соответствующий расчетный период. Потребитель обязан получить УПД у регионального оператора в порядке, указанном в абз. "з" пункта 13 договора, то есть до 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Потребитель возвращает региональному оператору один экземпляр подписанного УПД с срок до 3-х дней с даты получения у регионального оператора.
В случае, если потребитель не получил УПД от регионального оператора в установленном порядке и в установленный срок, а также в случае непредставления потребителем региональному оператору подписанного экземпляра УПД в установленный срок, УПД считается признанным (согласованным) обеими сторонами.
Согласно приложению N 1 к договору, договором предусмотрено оказание региональным оператором услуг в отношении следующих объектов потребителя: административное здание по адресу г. Ишим, ул. Чкалова, д. 22 (способ расчета объема - по нормативу), и территория по ул. Республики, 97Б/4 в г. Ишим (способ расчета объема - по количеству и объему контейнеров).
В связи с принадлежностью ИП Мамонтовой Н.В. еще двух объектов по адресам г. Ишим, ул. Первомайская, 164 (гостиница); ул. Первомайская, 164, стр. 3 (гараж), региональным оператором в сентябре 2019 года было направлено дополнительное соглашение N 2 от 23.09.2019 к договору, в котором указаны данные объекты.
Дополнительное соглашение N 2 от 23.09.2019 со стороны ответчика не подписано.
В период с января 2019 года по сентябрь 2019 года истцом были оказаны услуги по вывозу ТКО в отношении объектов потребителя по адресу г. Ишим, ул. Первомайская, 164 (гостиница); ул. Первомайская, 164, стр. 3 (гараж) на общую сумму 51 832 руб. 74 коп., что отражено в представленных в материалы дела УПД за период с 01.01.2019 по 30.09.2019. Ответчик оплату оказанных услуг не произвел.
Истец обратился к ответчику с требованием об оплате задолженности (претензия от 18.11.2019), которое было оставлено предпринимателем без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество обратилось в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах N 11156, в которых утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8 (18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, установив, что дополнительное соглашение N 2 от 23.09.2019 со стороны потребителя не подписано, следовательно, к отношениям сторон в отношении предусмотренных дополнительным соглашением объектов вывоза ТКО подлежат применению условия типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, учитывая, что в приложении N 1 к дополнительному соглашению N 2 от 23.09.2019 определены объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, помимо первоначально указанных двух объектов, дополнительно указаны объект по адресу г. Ишим, ул. Первомайская, 164 (гостиница); ул. Первомайская, 164, стр. 3 (гараж), исходя из того, что истцом в период с января 2019 года по сентябрь 2019 года были оказаны услуг по вывозу ТКО в отношении объектов потребителя по адресу г. Ишим, ул. Первомайская, 164 (гостиница); ул. Первомайская, 164, стр. 3 (гараж) на общую сумму 51 832 руб. 74 коп., что отражено в представленных в материалы дела универсальных передаточных документах за период с 01.01.2019 по 30.09.2019, однако ответчик оплату оказанных услуг не произвел, принимая во внимание, отсутствие доказательств того, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, что услуги оказывались иными лицами, а также что утилизация отходов производилась иным способом, суды пришли к правомерному выводу об оказании истцом услуг и обязанности ответчика их оплатить, в связи с чем удовлетворили исковые требования.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения апелляционного суда и правомерно им отклонены.
При этом, отклоняя довод ответчика о том, что объем отходов ТКО на территории ул. Республики, 97 был указан с расчетом объектов "гостиница" и "гараж" по ул. Первомайская, 164, апелляционный суд, проанализировав приложение N 1 к договору, пришел к выводу о необоснованности заявленного ответчиком довода.
Довод ответчика о том, что отходы вывозились самостоятельно в контейнере на своей машине (кран-манипулятор) в специально отведенное место с 01.01.2019 по 30.09.2019, правомерно отклонен апелляционным судом как несостоятельный со ссылкой на пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, а также на отсутствие доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, представляемой региональным оператором, а услугой иного лица.
Ссылка заявителя жалобы на то, что услуги оплачены, не принимается судом, поскольку судами установлено, что оплата произведена ответчиком без учета дополнительного соглашения.
Остальные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению ввиду их недоказанности, кроме того, они не опровергают выводов судов, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11296/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, установив, что дополнительное соглашение N 2 от 23.09.2019 со стороны потребителя не подписано, следовательно, к отношениям сторон в отношении предусмотренных дополнительным соглашением объектов вывоза ТКО подлежат применению условия типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, учитывая, что в приложении N 1 к дополнительному соглашению N 2 от 23.09.2019 определены объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, помимо первоначально указанных двух объектов, дополнительно указаны объект по адресу г. Ишим, ул. Первомайская, 164 (гостиница); ул. Первомайская, 164, стр. 3 (гараж), исходя из того, что истцом в период с января 2019 года по сентябрь 2019 года были оказаны услуг по вывозу ТКО в отношении объектов потребителя по адресу г. Ишим, ул. Первомайская, 164 (гостиница); ул. Первомайская, 164, стр. 3 (гараж) на общую сумму 51 832 руб. 74 коп., что отражено в представленных в материалы дела универсальных передаточных документах за период с 01.01.2019 по 30.09.2019, однако ответчик оплату оказанных услуг не произвел, принимая во внимание, отсутствие доказательств того, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, что услуги оказывались иными лицами, а также что утилизация отходов производилась иным способом, суды пришли к правомерному выводу об оказании истцом услуг и обязанности ответчика их оплатить, в связи с чем удовлетворили исковые требования.
...
Довод ответчика о том, что отходы вывозились самостоятельно в контейнере на своей машине (кран-манипулятор) в специально отведенное место с 01.01.2019 по 30.09.2019, правомерно отклонен апелляционным судом как несостоятельный со ссылкой на пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, а также на отсутствие доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, представляемой региональным оператором, а услугой иного лица."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2021 г. N Ф04-964/21 по делу N А70-11296/2020