г. Тюмень |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А46-16262/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение от 26.10.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Чулков Ю.П.) и постановление от 02.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-16262/2020 по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (125009, город Москва, ул. Тверская, д. 11, стр. 1, 4, ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Омское" (644114, Омская область, г. Омск, пос. Большие поля, ул. Спортивная, 1, ИНН 5502016807, ОГРН 1025500538634) о взыскании в доход федерального бюджета задолженности по уплате части чистой прибыли в размере 1 563 711,78 руб.
Суд установил:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Омское" (далее - Предприятие, ФГУП "Омское") о взыскании в доход федерального бюджета задолженности по уплате части чистой прибыли за 2017 и 2018 годы в размере 1 563 711,78 руб.
Решением от 26.10.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Министерства отказано.
Министерство, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда.
По мнению заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка самому понятию субсидий и целям их предоставления; ошибочно истолкованы положения бюджетного и налогового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что в соответствии с реестрами начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2017, 2018 годах федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, Предприятию начислено для перечисления в федеральный бюджет 1 563 711,78 руб.
Право требования обосновано частью 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
В связи с тем, что Предприятие указанную выше сумму не перечислило, Министерством направлена претензия от 05.02.2020 N МН-13/99-МЛ об уплате указанной суммы задолженности.
Поскольку претензия оставлена Предприятием без исполнения, Министерство обратилось в суд с соответствующим иском.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 295 ГК РФ, статей 41, 247, 248, 250, 251 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 38, 78, 294, 295 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Законом N 161-ФЗ, Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228, пришли к верным выводам о недоказанности наличия у ФГУП "Омское" обязанности перечислить спорную сумму в федеральный бюджет.
Формулируя указанный вывод, суды обоснованно исходили из следующего.
Судами установлено, что прибыль Предприятия в 2017, 2018 годах по результатам хозяйственной деятельности сложилась за счет субсидий - средств федерального и областного бюджетов (в 2017 году - 2 533 000 руб., в 2018 году - 5 156 000 руб.).
Вместе с тем данные субсидии были получены Предприятием из федерального и регионального бюджетов по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем суды обоснованно указали, что данные суммы не должны учитываться при определении размера "чистой" прибыли, поскольку данные субсидии могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления, следовательно, не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества Предприятия.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов о том, что полученные Предприятием в виде субсидий денежные средства не позволяют квалифицировать такие средства как прибыль от использования государственного имущества, так как указанные средства имеют строго целевое назначение и получаются не от использования имущества. Направление части полученных субсидий на уплату собственнику приведет к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
На необходимость расходования средств субсидии в соответствии с целями их предоставления и недопустимость их перераспределения в пользу собственника имущества Предприятия, а также исключение субсидий при определении размера прибыли федеральных государственных унитарных предприятий с целью перечисления в доход федерального бюджета, указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 304-ЭС16-12172.
Поскольку указанные обстоятельства в кассационной жалобе не опровергнуты, и наличие в 2017 и 2018 годах у Предприятия "чистой" прибыли от использования государственного имущества (а не в связи с получением субсидий) в спорной сумме документально не подтверждено, кассационная инстанция поддерживает выводы судов о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для удовлетворения требований Министерства.
Кассационная жалоба не содержит доводов и ссылок на представленные в материалы дела доказательства, указывающих на то, что субсидии были получены Предприятием в целях покрытия его выпадающих доходов, связанных с принятием органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих тарифных решений и (или) установления ими льгот.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию Министерства по делу, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами, в связи с чем подлежат отклонению.
Ссылки Министерства на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.10.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16262/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.