г. Тюмень |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А27-13705/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" на решение от 13.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 19.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-13705/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, дом 90/4, ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (652704, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Лутугина, дом 10, ОГРН 1094211000399, ИНН 4211023156).
Суд установил:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - общество, ПАО "КЭСК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 19.03.2020 по делу N 042/01/10- 1552/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (далее - ООО "КОТК").
Решением от 13.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 19.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "КЭСК" просит указанные судебные акты отменить и признать оспариваемое им решение недействительным.
По мнению подателя жалобы, наличие в его действиях нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольным органом не доказано.
В отзывах на кассационную жалобу управление и ООО "КОТК" просят судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение ООО "КОТК" по воду нарушения ПАО "КЭСК" антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в Кемеровской области путем незаконного инициирования режима ограничения в отношении котельных до уровня технологической брони электроснабжения с учетом того, что потребителями данных котельных являются граждане (многоквартирные и жилые дома), бюджетные организации (детские сады, школы, больницы, объекты социальной сферы), магазины и административные здания, которые не имеют задолженности, а также необходимости проведения ремонтных и профилактических работ после завершения текущего отопительного периода и подготовки к следующему отопительному сезону; нарушения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), при введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных ООО "КОТК", результатом чего явилось ущемление интересов последнего и неопределенного круга лиц.
По результатам рассмотрения данного обращения антимонопольный орган приказом от 06.09.2019 N 118 возбудил дело N 042/01/10-1552/2019 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В ходе проведенной проверки управлением установлено, что ООО "КОТК" является единой теплоснабжающей организацией на территории Киселевского городского округа (ЕТО-3; зона действия 17 котельных: N 1, 2, 5, 6, 8-11, 15а, 16, 30, 36-38, 42, 46а, 49, общая мощность 97,08 Гкал/ч).
01.11.2015 между ООО "КОТК" (абонент) и ПАО "КЭСК" (энергоснабжающая организация) заключен договор электроснабжения N 3042 (далее - договор N 3042), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется осуществлять абоненту продажу электрической энергии и мощности, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную энергию; перечень объектов электроснабжения (адресов поставки) и актов разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства согласован сторонами и приведен в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью договора.
В период с января по июнь 2019 года ПАО "КЭСК" неоднократно направляло в адрес ООО "КОТК" уведомления о введении режима ограничения потребления на объектах, являющихся точками поставки по договору, и о необходимости погашения задолженности (письма от 14.01.2019 N 80-22-33-29/8, от 24.01.2019 N 80-22-33-29/120, 14.02.2019 N 80-22-33-29/235, от 26.03.2019 N 80-22-33-29/688, от 23.04.2019 N 80-22-33-29/937, от 08.05.2019 N 80-22-33-29/1089, от 05.06.2019 N 80-22-33-29/1325); в названных уведомлениях указано, что при невыполнении требования о погашении задолженности по договору N 3042, ООО "КОТК" необходимо самостоятельно осуществить введение частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони согласно приведенному в приложении N 1 к уведомлению требований, при дальнейшем непогашении задолженности будет введено частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони. В определенные сроки ООО "КОТК" необходимо самостоятельно произвести ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони. Независимо от принятия ООО "КОТК" мер по самостоятельному ограничению в обозначенные в уведомлениях сроки, сетевая организация оставляет за собой право на введение режима ограничения в отношении энергопринимающих устройств ООО "КОТК" со своих объектов электросетевого хозяйства.
Уведомления направлялись по электронной почте в виде сканированной копии без электронной цифровой подписи, полномочия лица, направившего уведомления, договором N 3042 не подтверждены.
В связи с нарушением ООО "КОТК" сроков оплаты полученной электроэнергии ПАО "КЭСК" направляло обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК"), а также филиалу публичного акционерного общества "МРСК Сибири" - Кузбассэнерго-РЭС" уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО "КОТК" (согласно приведенным в приложении N 1 требований) до уровня технологической брони с дальнейшим введением ограничения до уровня аварийной брони (письма от 24.01.2019 N 80-22-33-29/120, от 15.02.2019 N 80-22-33-29/247 и N 80-22-33-29/248, от 26.03.2019 N 80-22-33-29/290, от 08.04.2019 N 80-22-33-29/689, от 29.04.2019 N 80-22-33-29/1001, от 24.05.2019 N 80-22-33-29/1131 и N 80-22-33-29/1132, от 11.06.2019 N 80-22-33-29-1382, N 80-22-33-29-1382/1 и N 80-22-33-29-1383).
При этом 28.01.2019 ООО "КОТК" направило в адрес ПАО "КЭСК" письмо (исх.N 96), в котором просило не вводить ограничение потребления электрической энергии и не расторгать имеющееся соглашение о графике реструктуризации задолженности, в связи с тем, что из областного бюджета выделены и находятся на расчетном счете Управления жилищно-коммунальном хозяйстве Киселевского городского округа средства с последующим перенаправлением через счет ООО "КОТК" на счет ПАО "КЭСК".
В материалы дела N 042/01/10-1552/2019 представлены акты ограничения режима потребления электрической энергии от 28.01.2019, составленные сетевой организацией (ООО "КЭнК") и ПАО "КЭСК" в отношении котельных ООО "КОТК" N 1, 2, 5, 8, 9, 10, 11, 30, 36, 37, 38, 46а); введен частичный режим ограничения путем отключения автоматических выключателей. Вместе с тем из данных актов невозможно установить до какого уровня был введен режим частичного ограничения, какие энергопринимающие устройства на данных котельных были ограничены. Из пояснений ООО "КОТК" следует, что 28.01.2019 в отношении всех объектов, указанных в уведомлении от 14.01.2019, за исключением котельной 15а, по точкам поставки, являющихся резервными, было осуществлено полное ограничение путем переключения соответствующих автоматических выключателей; таким образом, общество искусственно "понизило" категорию надежности электроснабжения.
01.02.2019 ПАО "КЭСК" направило в адрес ООО "КЭнК" уведомление на возобновление режима потребления электрической энергии (письмо исх.N 80-22-33- 29/211) по точкам поставки - котельные N 9, 2, 30, 8, 5, 38, 46а, 1, 36, 37, 11, 15а, 10). Также 01.02.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" в связи с исполнением обязательств по оплате направило в адрес ООО "КОТК" уведомление на возобновление режима потребления электрической энергии по ранее направленному уведомлению (исх. N 80-22- 33-29/8 от 14.01.2019) (снятие пломб разрешается). 01.02.2019 ООО "КЭнК" и ООО "КОТК" был составлен акт о возобновлении подачи электрической энергии на котельных N 46а, 8, 10, 36, 1, 11, 37, 9, 2, 38, 5, 30.
26.02.2019 и 04.03.2019 ООО "КЭнК" были составлены акты о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам по причине того, что введение режима ограничения потребления до уровня технологической брони электроснабжения незаконно, уведомление направлено ПАО "КЭСК" ненадлежащим образом; потребителем данный акт не подписан.
08.04.2019 ПАО "КЭСК" направило в адрес ООО "КОТК" уведомление на отмену ограничения потребления электрической энергии по уведомлению от 26.03.2019 в связи с взаимной договорённостью; также 08.04.2019 общество сообщило ООО "КЭнК" об отмене введения режима ограничения по уведомлениям от 26.03.2019.
Согласно акту ограничения режима потребления электрической энергии от 06.05.2019, составленному ООО "КЭнК" в отношении объектов ООО "КОТК" (котельные N 46а, 8, 10, 36, 1, 15а, 11, 37, 9, 2, 38, 5, 30), введено частичное ограничение потребления электрической энергии на указанных котельных введен режим частичного потребления электрической энергии до уровня технологической брони; в качестве способа введения частичного режима ограничения указано на самостоятельное ограничение потребителем; акт подписан главным энергетиком ООО "КОТК"; зафиксированы показания приборов учета. При этом контроль введения ограничения осуществлялся на границе эксплуатационной ответственности сторон в точках поставки; на энергопринимающие устройства потребителя представители инициатора (исполнителя) допущены не были по основанию, предусмотренному пунктом 8.12 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С), утвержденных приказом Минстроя России от 28.08.1992 N 205 (далее - Правила эксплуатации), устанавливающим, что в котельную не разрешается допускать лиц, не имеющих отношения к эксплуатации оборудования котельной. В акте инициатору (исполнителю) введения ограничения также было указано на нарушение порядка введения ограничения выразившееся в ненадлежащем уведомлении потребителя в связи с нарушением предусмотренного договором N 3042 порядка направления уведомления об ограничении с применением способа электронного документооборота без применения электронной подписи к электронному документу.
13.05.2019 представителями ПАО "КЭСК", ООО "КЭнК" составлен акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам, приборам учета потребителя, в котором указано на отказ ООО "КОТК" сообщить причины отказа в доступе к энергопринимающим устройствам, приборам учета потребителя, отказе представителя ООО "КОТК" в подписании самого акта.
14.05.2019 ООО "КОТК" направило возражения к данному акту, в котором указало причины недопуска представителей инициатора на котельные, аналогичные обозначенным в акте о введении ограничения от 06.05.2019. ООО "КОТК" указано на то, что в доступе к приборам учета, установленным в трансформаторных подстанциях (ТП), не препятствовали (о чем свидетельствует видеозапись; было предложено зафиксировать выполнение потребителем ограничения до уровня аварийной брони; в присутствии представителей ООО "КОТК" в 13 часов 00 минут 13.05.2019 по адресу: город Киселёвск, улица Лутугина, 10, акт о недопуске составлен не был, от подписи представители потребителя не отказывались, незаинтересованные 2 лица в момент проверки отсутствовали, о чем также свидетельствует видеозапись).
15.05.2019 ПАО "КЭСК" в ответ на возражения ООО "КОТК" (письмом исх. N 80-22-33-13/1237) было указано, что акт о введении ограничения от 06.05.2019 по своей сути и содержанию является актом о необеспечении допуска представителей инициатора и исполнителя для контроля осуществления самостоятельного ограничения, не содержит описание технических мероприятий выполненных для самостоятельного ограничения; Правила N 442 имеют приоритетное значение по отношению к Правилам эксплуатации, направление уведомления об ограничении от 23.04.2019 в виде его сканированной копии по электронной почте на электронный адрес потребителя считает достаточным и надлежащим способом доставки юридически значимого сообщения по договору N 3042; обществом принимаются меры о привлечении ООО "КОТК" к административной ответственности по статье 9.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
16.05.2019 в связи с введением в отношении потребителя ограничения до уровня аварийной брони ООО "КОТК" в адрес инициатора направлено уведомление N 532 с приложением плана мероприятий по подготовке и введению полного ограничения потребления (вх.N 982 от 16.05.2019), предусмотренного пунктом 16(1) Правил N 442.
08.05.2019 несмотря на ранее направленное уведомление от 23.04.2019, а также на то, что режим частичного ограничения уже введен, инициатор введения ограничения ПАО "КЭСК" направляет тем же способом, что и ранее, другое уведомление о введении режима ограничения потребления по тем же объектам и по тем же точкам поставки по договору N 3042 о необходимости погашения задолженности (письмо исх. N 80-22-33-29/1089). В данном уведомлении указано, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по договору N 3042 в отношении предприятия с 12 часов 00 минут 24.05.2018 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони; при дальнейшем непогашении задолженности с 30.05.2018 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, а также будет введено полное ограничение режима потребления в отношении котельных N 11, 30, 36, а в части остальных котельных по мере готовности введения ограничения; также указано о необходимости самостоятельно произвести ограничение режима потребления электрической энергии в объеме согласно приложению N 1 к уведомлению от 08.05.2019, в том числе до полного.
30.05.2019 представителями ПАО "КЭСК", ООО "КЭнК", ООО "КОТК" составлен акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам, приборам учета потребителя; при этом потребитель вновь указал на нарушение инициатором норм Правил N 442.
В уведомлении от 05.06.2019 N 80-22-33-29/1325 сообщалось, что при невыполнении требования о погашении задолженности по договору N 3042 ООО "КОТК" начиная с 26.06.2019 с 12 часов 00 минут необходимо самостоятельно осуществить введение частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони согласно приведенному в приложении N 1 к уведомлению требований (котельные N 46а, 8, 10, 36, 1, 15а, 37, 9, 2, 38, 5, 30; по котельным N 42, 10 - полное ограничение); при дальнейшем непогашении задолженности будет введено частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони;
в срок до 12 часов 00 минут 02.07.2019 ООО "КОТК" необходимо самостоятельно произвести ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони (котельные N N 46а, 8, 10, 1, 15а, 37).
26.06.2019 составлен акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам ООО "КОТК"; при этом указано на то, что в отношении котельной N 42 уровень технологической (аварийной) брони электроснабжения согласован не был, акты находились в стадии согласования, в адрес ООО "КОТК" 15.06.2019 поступили акты согласования технологической аварийной брони с замечаниями сетевой организации.
По состоянию на 30.06.2019 задолженность ООО "КОТК" перед обществом за период с февраля по май 2019 года составляла 9 665 288, 69 руб.
02.07.2019 в связи с заключением графика реструктуризации задолженности ПАО "КЭСК" в адрес ООО "КОТК" было направлено уведомление на отмену ограничения режима потребления по уведомлению от 05.06.2019 (письмо N 80-22-33- 29/1637); соответствующие уведомления были направлены в адрес ООО "КЭнК" и ПАО "МРСК Сибири". В этот же день ПАО "КЭСК", ПАО "МРСК Сибири" и ООО "КОТК" был составлен акт N 87 о возобновлении подачи электрической энергии на котельную N 42.
Между тем, 11.10.2019 ПАО "КЭСК" вновь инициировано введение ограничения потребления электрической энергии путем направления уведомления N 80-22-33-29/2328 о введении режима ограничения на объектах ООО "КОТК", указанных в приложении N 1 к указанному уведомлению (котельные N 1, 2, 5, 8-11, 15а, 30, 36-38, 46а).
Уведомление было направлено в виде сканированной копии документа на электронный адрес ООО "КОТК" по электронной почте. В данном уведомлении было указано, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по договору N 3042 в отношении ООО "КОТК" с 12 часов 00 минут 31.10.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровней согласно приложению N1 к уведомлению. При дальнейшем непогашении задолженности с 06.11.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровней согласно приложению N 1 к уведомлению, и по мере готовности введения ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации полное ограничение.
14.06.2019 ООО "КОТК" направило в адрес ПАО "КЭСК" (с протоколами разногласий сетевой организации) акты согласования технологической и аварийной брони N 684 по котельным.
В отношении указанных объектов уровни технологической и аварийной брони согласованы (акты согласования по точкам поставки по основным линиям передачи приложены в материалы дела ранее, акты согласования по дополнительным точкам поставки - резервным линиям приобщены выборочно (котельные N N 8 и 38 - акты согласования от 14.06.2019, протоколы согласования возражений к актам от 05.08.2019).
Решением управления от 19.03.2020 по делу N 042/01/10-1552/2019 общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем злоупотребления доминирующим положением на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), выразившемся в совершении незаконных действий по инициированию введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных ООО "КОТК" в период с января по октябрь 2019 года до уровня технологической (аварийной) брони (полного ограничения в отношении котельной N 42), ниже уровня, при котором возможно непрерывное и безопасное осуществление технологического процесса производства тепловой энергии (теплоносителя) в отопительный период, производства теплоносителя для оказания услуг ГВС в межотопительный период, в том числе проведение ремонтных работ в межотопительный период, а также в нарушении Правил N 442, результатом чего явилось ущемление (создание угрозы) интересов ООО "КОТК" в сфере предпринимательской деятельности и неограниченного круга лиц Киселевского городского округа, не имеющих задолженности и не нарушающих закон.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ПАО "КЭСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о нарушении обществом запрета, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, и наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Закон N 135-ФЗ формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет совершения действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
На основании пункта 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" утвержденный Правительством Российской Федерации порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями (участниками оптового и розничных рынков) в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в том числе запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Так, пунктом 18 Правил N 442 предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 названных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с названными Правилами.
Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов, отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (пункт 2 Приложения к Правилам N 422).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что котельная N 42 ООО "КОТК" является объектом централизованного тепло-водоснабжения; работа всего технологического оборудования связана с потреблением электрической энергии; ПАО "КЭСК" не предприняло необходимые меры для надлежащего уведомления потребителя - ООО "КОТК" о введениях режима ограничения потребления на котельных в период с января 2019 года по октябрь 2019 года, за исключением уведомления от 05.06.2019 (письмо N 80-22-33-29/688), направленного заказным почтовым отправлением, равно как и не организовало должным образом порядок взаимодействия сторон по договору N 3042 при введении режима ограничения потребления, однако приступило к его реализации, требования ООО "КОТК" проигнорировало; до получения от потребителя сведений о готовности к введению полного режима ограничения потребления электроэнергии ввело данный режим в отношении объектов, ограничение энергоснабжение которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям; в нарушение пункта 10(1) Правил 442, несмотря на согласованные уровни технологической и аварийной брони, общество требовало полного ограничения поставки по резервным точкам поставки.
Отключение электроустановок котельной N 42 повлекло прекращение подачи ресурса гражданам-потребителям и в социально-значимые объекты Киселевского городского округа, в том числе не имеющим задолженности за оказанные услуги.
В рассматриваемом случае избранный ПАО "КЭСК" способ защиты своих гражданских прав налагает на его контрагента неразумные ограничения, выполнение которых влечет нарушение прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Как верно отмечено управлением, гарантирующий поставщик не лишен возможности защитить свои права иными способами, в том числе путем судебного взыскания задолженности за потребленную энергию и неустойки, которыми пользуется.
С учетом изложенного и принимая во внимание позицию, сформулированную в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012), вышеуказанные действия общества правомерно квалифицированы антимонопольным органом и судами как нарушение запрета, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ПАО "КЭСК" требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13705/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.