г. Тюмень |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А75-5116/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств веб-конференции (онлайн-заседание) помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции (онлайн-заседание) и аудиозаписи кассационную жалобу Администрации Сургутского района на решение от 16.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 14.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-5116/2020 по иску Администрации Сургутского района (ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350) к Региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1178600001975, ИНН 8602283047) о взыскании субсидии по договору о предоставлении субсидии от 17.10.2019 N 917 в размере 28 723,33 руб.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняла участие представитель Администрации Сургутского района Попова М.В. по доверенности от 19.11.2020.
Суд установил:
Администрация Сургутского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Ассоциация) о взыскании субсидии в размере 28 723,33 руб.
Дело рассмотрено по общим правилам искового производства (определение от 17.06.2020).
Решением от 16.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 14.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Администрация (далее также - кассатор) обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Кассатор считает, что прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей влечет нарушение цели предоставления субсидии - развитие предпринимательства на территории Сургутского района.
Отзыв на кассационную жалобу от Ассоциации в суд не поступил.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы кассационной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение Ассоциации о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что на основании решения экспертной (конкурсной) комиссии от 02.10.2019 (протокол N 9) и постановления Администрации от 16.10.2019 N 4144 между Администрацией (главный распорядитель) и Ассоциацией (получатель субсидии) заключен договор от 17.10.2019 N 917 о предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии (далее - Договор).
Предметом Договора является предоставление из бюджета Сургутского района субсидии в целях возмещения затрат Ассоциации, связанных с предоставлением перечня услуг в целях развития предпринимательства.
Во исполнение условий Договора Администрацией в адрес Ассоциации перечислена субсидия в размере 561 584,97 руб. по платежному поручению от 22.10.2019 N 6534.
24.01.2020 прокуратурой Сургутского района Администрации выдано представление N 03-02-2020 об устранении нарушений закона, содержащее ссылки на неэффективность предоставления Администрацией субсидий Ассоциации.
11.03.2020 Администрация в адрес Ассоциации направила претензию N 04-02-525 о возврате в бюджет Сургутского района субсидии в размере 28 723,33 руб.
Поскольку требование о возврате субсидии Ассоциацией не было исполнено в добровольном порядке, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о надлежащем исполнении Ассоциацией условий Договора, а также использовании Ассоциацией денежных средств субсидии с соблюдением целей ее предоставления.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения Договора о предоставлении субсидии в 2019 году, далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Администрации Сургутского района от 25.12.2018 N 5211-нпа утвержден Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющих перечень услуг в целях развития предпринимательства (действовал в период заключения Договора и предоставления субсидии, постановлением Администрации от 15.12.2020 N 5431-нпа признан утратившим силу с 16.12.2020, далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка целью предоставления субсидий является возмещение затрат организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства в соответствии с главой 3 Порядка.
Согласно пункту 34 Порядка возмещению подлежат услуги по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 34.1), а также услуги по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации (пункт 34.2).
Условиями предоставления субсидии являются: соответствие организаций условиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; предоставление организациями полного пакета документов, предусмотренного настоящим Порядком; отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Сургутского района, за исключением случаев, установленных Администрацией Сургутского района; соответствие требованиям, указанным в пункте 11 Порядка (пункт 10 Порядка).
Подпунктом 37.1 пункта 37 Порядка установлено, что субсидия (часть субсидии) подлежит возврату получателем субсидии в бюджет Сургутского района в следующих случаях: несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии; выявления в представленных документах недостоверных сведений; нарушения организацией условий, предусмотренных пунктом 11 Порядка, договором о предоставлении субсидии.
Условия для получения субсидии установлены пунктом 11 Порядка, в их числе: отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах (подпункт 1); отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет Сургутского района субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Сургутского района (подпункт 2); организация не должна находиться в процедуре реорганизации, ликвидации, в отношении нее не должна быть введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (подпункт 3).
Факты, указанные в подпункте 37.1 пункта 37 Порядка, устанавливаются актом проверки главного распорядителя как получателя бюджетных средств либо актом, предписанием, представлением органов муниципального финансового контроля (подпункт 37.2 пункта 37 Порядка).
Судами установлено, что по условиям заключенного Договора Администрация предоставляет Ассоциации из бюджета Сургутского района субсидию на возмещение затрат получателя субсидии, связанных с предоставлением перечня услуг в целях развития предпринимательства, в том числе по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, по оказанию услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечению своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных предпринимателей, в размере 561 584,97 руб.
Пунктом 5.1 Договора предусмотрена возможность возврата субсидии в случаях: несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий (подпункт 5.1.1); выявления в представленных документах недостоверных сведений и сведений о произведенных расходах (подпункт 5.1.2); нарушения получателем субсидии условий, предусмотренных договором и порядком предоставления субсидий (подпункт 5.1.3).
Как следует из материалов дела, 09.01.2019 Ассоциацией заключены договоры об оказании услуг N 206/19 и 204/19 по созданию на территории Сургутского района и дальнейшему сопровождению вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства с Чикуровой А.Г. и Халиуллиной А.О.
Согласно актам об оказании услуг от 10.07.2019 (Чикурова А.Г.), от 29.04.2019, от 30.06.2019, от 30.09.2019 (Халиуллина А.О.) Ассоциацией для индивидуальных предпринимателей были оказаны услуги по сопровождению государственной регистрации; по обеспечению бухгалтерского, юридического и методологического сопровождения.
11.02.2020 и 24.12.2019 Чикурова А.Г. и Халиуллина А.О. соответственно, прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Администрация, полагая, что прекращение деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей Чикуровой А.Г. и Халиуллиной А.О. свидетельствует о несоблюдении Ассоциацией цели предоставления субсидии (развитие предпринимательства), пришла к выводу о том, что компенсация понесенных расходов в виде выплаченной субсидии должна быть возвращена.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав условия Порядка и Договора, пришли к выводу о том, что прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей не является основанием для возврата в бюджет части субсидии; получение и возврат субсидии не поставлены в зависимость от длительности и эффективности осуществления предпринимательской деятельности лицами, которым Ассоциацией оказаны субсидируемые услуги.
Кроме того, суды правомерно указали, что Администрация, ссылаясь на несоблюдение Ассоциацией целей, условий и порядка предоставления субсидии, не обосновала, в чем конкретно выразилось нарушение Ассоциацией условий Договора и положений Порядка.
Представление прокуратуры, на которое ссылается Администрация в подтверждение доводов о несоблюдении Ассоциацией целей, условий и порядка предоставления субсидии, как отмечено судами, не содержит ссылок на конкретные обстоятельства и факты, в том числе в отношении неоказания услуг Ассоциацией Чикуровой А.Г. и Халиуллиной А.О. по регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей либо иных оговоренных договорами N 206/19 и N 204/19 услуг до момента прекращения деятельности.
Сам по себе факт прекращения Чикуровой А.Г. и Халиуллиной А.О. деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, вопреки доводам Администрации, не свидетельствует о том, что в период осуществления ими деятельности Ассоциация не способствовала развитию предпринимательства.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив, что цели предоставления субсидии, а также условия Договора Ассоциацией соблюдены, доказательств обратного в материалы дела не представлено, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного Администрацией требования о возврате части субсидии.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Администрации по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Администрации не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривается, поскольку кассатор на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 14.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5116/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения Договора о предоставлении субсидии в 2019 году, далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
...
Условиями предоставления субсидии являются: соответствие организаций условиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; предоставление организациями полного пакета документов, предусмотренного настоящим Порядком; отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Сургутского района, за исключением случаев, установленных Администрацией Сургутского района; соответствие требованиям, указанным в пункте 11 Порядка (пункт 10 Порядка)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф04-1803/21 по делу N А75-5116/2020