г. Тюмень |
|
4 мая 2021 г. |
Дело N А45-5333/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Серковой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение от 06.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 22.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Логачев К.Д., Павлюк Т.В.) по делу N А45-5333/2020 по заявлению мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846), Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (630000, город Новосибирск, Красный проспект, дом 50, ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) об оспаривании решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (630000, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ОГРН 1075406048080, ИНН 5406418101), муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" (630005, город Новосибирск, улица Потанинская, 42/1, ОГРН 1055406023420, ИНН 5406306126).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании участвовали представители:
от мэрии города Новосибирска - Албогачеева Ю.Н. по доверенности от 30.12.2020;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Максимейко Е.В. по доверенности от 29.12.2020;
от Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска - Чагина Н.Н. по доверенности от 12.01.2021;
от муниципального казенного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" - Калюжный А.В. по доверенности от 18.12.2018.
Суд установил:
мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 03.02.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (далее - департамент промышленности), Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент земельных и имущественных отношений), муниципальное казенное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" (далее - учреждение, МКУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги").
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело N А45-9245/2020 по заявлению департамента земельных и имущественных отношений к управлению о признании незаконными решения и предписания от 03.02.2020 объединено с делом N А45-5333/2020 для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А45-5333/2020.
Решением от 06.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, мэрия просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочным выводам о том, что наделение учреждения, являющегося одновременно специализированной службой по вопросам похоронного дела и осуществляющего деятельность по оказанию ритуальных услуг на возмездной основе, функциями органа местного самоуправления по ведению дел на общественных кладбищах городского округа является незаконным; а также, что совмещение функций органа местного самоуправления с функцией хозяйствующего субъекта ставит учреждение по вопросам похоронного дела в преимущественное положение перед иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, что может привести к ограничению конкуренции.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Департамент промышленности в отзыве на кассационную жалобу просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Департамент земельных и имущественных отношений, учреждение отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, антимонопольном органом департаменту земельных и имущественных отношений выдано предупреждение от 20.09.2017 N 26 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции) (далее - Закон N 135-ФЗ), путем внесения изменений в Устав учреждения с целью исключения совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, установлен срок его исполнения - 06.10.2017.
Невыполнение предупреждения в установленный в нем срок послужило основанием для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 18.10.2017 N 192), вынесения решения от 03.02.2020 о признании мэрии, департамента земельных и имущественных отношений, департамента промышленности нарушившим части 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и выдачи им предписания от 03.02.2017 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием управления, мэрия, департамент земельных и имущественных отношений обратились в арбитражный суд
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных администрацией и департаментом земельных и имущественных отношений требований.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается: принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1); наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (часть 3).
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункты 7 и 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьями 8, 9 Закона N 8-ФЗ установлены гарантии осуществления погребения умершего и гарантированный перечень услуг по погребению.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Перечисленные услуги в силу пункта 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела; стоимость таких услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).
Как следует из статьи 12 Закона N 8-ФЗ в случае отсутствия перечисленных в этой норме лиц или невозможности ими осуществить погребение, а также погребение умерших на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел их личности и погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела; такие услуги включают в себя: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение; их стоимость возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Как следует из положений пункта 2 статьи 25, статьи 29 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что постановлением мэрии г. Новосибирска от 27.01.2016 N 200 создано МКУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги"; на момент рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства действовал устав учреждения, утвержденный приказом департамента промышленности от 19.11.2018 N 136 и согласованный департаментом земельных и имущественных отношений, а также администрацией Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска (далее - устав); в соответствии с пунктом 1.2 устава функции и полномочия учредителя в отношении МКУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" осуществляет мэрия, от имени мэрии функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляют департамент промышленности и департамент земельных и имущественных отношений; учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно пункту 2.1 устава целью создания учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета города Новосибирска.
Как следует из пункта 2.2 устава учреждение наделено функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг (предоставление участка земли (ниши стены скорби) для погребения умершего в соответствии с планом общественного кладбища; регистрация и ведение книг регистрации захоронений; выдача удостоверений о захоронении; организация охраны территорий общественных кладбищ и др.); учреждение также вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (осуществление услуг по погребению и перезахоронению умерших; проведение церемонии прощания и др.).
Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктами 1.6, 1.8, 2.2, 3.6, 5.1, 5.2 устава учреждение вправе самостоятельно от своего имени осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе в сфере оказания ритуальных услуг.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что учреждение в соответствии положениями устава ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, является участником рынка предоставления ритуальных услуг, и одновременно осуществляет функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, что обеспечивает преимущественные условия деятельности учреждения и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на данном рынке услуг, суды пришли к правильному выводу о доказанности управлением наличия в действиях мэрии, департамента земельных и имущественных отношений, департамента промышленности нарушений частей 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
При этом судами правомерно на основе анализа положений устава учреждения в редакции, утвержденной приказом департамента промышленности от 19.11.2018 N 136, отклонен довод мэрии об исполнении предупреждения от 20.09.2017 N 26 и отсутствии оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5333/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктами 1.6, 1.8, 2.2, 3.6, 5.1, 5.2 устава учреждение вправе самостоятельно от своего имени осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе в сфере оказания ритуальных услуг.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что учреждение в соответствии положениями устава ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, является участником рынка предоставления ритуальных услуг, и одновременно осуществляет функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, что обеспечивает преимущественные условия деятельности учреждения и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на данном рынке услуг, суды пришли к правильному выводу о доказанности управлением наличия в действиях мэрии, департамента земельных и имущественных отношений, департамента промышленности нарушений частей 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2021 г. N Ф04-1366/21 по делу N А45-5333/2020