г. Тюмень |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А46-13706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение от 12.10.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Чулков Ю.П.) и постановление от 26.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-13706/2020 по заявлению жилищно-строительного кооператива "Уют" (644043, город Омск, улица Фрунзе, дом 1, корпус 3, помещение 21П, ИНН 5503253543, ОГРН 1145543044195) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, обязании внести изменения.
Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Проекттерра" (644043, город Омск, улица Фрунзе, дом 1, корп. 3, помещение 1П, ИНН 5503252363, ОГРН 1145543035660).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.) в заседании участвовали представители:
от жилищно-строительного кооператива "Уют" - Фадеев В.Г. по доверенности от 11.05.2021;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс С.А. по доверенности от 16.02.2021.
Суд установил:
жилищно-строительный кооператив "Уют" (далее - ЖСК "Уют", кооператив) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016, изложенного в письме от 23.07.2020 N 09-01/6651, обязании внести изменения в разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проекттерра" (далее - общество, ООО "Проекттерра").
Решением от 12.10.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, на административный орган возложена обязанность в течение 10 рабочих дней внести изменения в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016 в части указания земельного участка, на котором ведется строительство: с кадастровым номером 55:36:160103:7075.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о несоответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства, поскольку в рассматриваемом случае имелись предусмотренные пунктами 3, 5 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) обстоятельства.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Уют" было запланировано строительство двух жилых домов на земельном участке площадью 11 200 кв. м с кадастровым номером 55:36:160103:5461, расположенном в 40 м южнее относительно здания профилактория "Энергия" (город Омск, улица 5-я Марьяновская, дом 4/2). Для указанных целей кооперативом (арендатором) и ООО "Проекттерра" (арендодателем) заключен договор аренды указанного земельного участка.
20.05.2016 ЖСК "Уют" получено разрешение на строительство N 55-ru55301000-163-2016 с указанием в качестве объекта строительства "Два девятиэтажных четырехподъездных жилых дома, на земельном участке, местоположение которого в 40 м южнее здания профилактория "Энергия", по ул. 5-я Марьяновская, д. 4/2. в Ленинском административном округе г. Омска. Жилой дом 2".
В процессе возведения жилого дома 2 в часть 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) внесены изменения, согласно которым жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, созданных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три. Поскольку ЖСК "Уют" до вступления в силу таких изменений не получило разрешение на строительство жилого дома 1, соответствующая возможность им была утрачена.
В связи с указанными обстоятельствами земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:5461 разделен и поставлен на временный кадастровый учет в составе двух вновь образованных земельных участков, а именно - 55:36:160103:5461 (ЧЗУ1) общей площадью 5 600 кв. м и 55:36:160103:5461 (ЧЗУ2) общей площадью 5 600 кв. м.
12.10.2018 между ООО "Проекттерра" и ЖСК "Уют" заключен договор аренды N ЧЗУ 1 в отношении земельного участка 55:36:160103:5461 (ЧЗУ1). Соответствующие изменения внесены департаментом в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016.
Договоры аренды впоследствии расторгнуты, ООО "Проекттерра" обеспечено межевание земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461, в результате которого образовано два земельных участка с присвоением им кадастровых номеров 55:36:160103:7075 и 55:36:160103:7074. При этом параметры и границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075 соответствуют параметрам и границам земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461 (ЧЗУ1), на котором кооперативом осуществляется строительство объекта в соответствии с разрешением на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016.
01.06.2020 между ЖСК "Уют" и ООО "Проекттерра" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075.
17.07.2020 кооператив обратился в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016 в части указания земельного участка.
Письмом от 23.07.2020 N 09-01/6651 департамент отказал во внесении в разрешение соответствующих изменений, указав, что проектная документация не соответствует градостроительному плану вновь образованного земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка (земельный участок, на котором запроектирован жилой дом, расположен в границах территориальной зоны жилой застройки средней этажности ЖЗ-2694, вид разрешенного использования земельного участка предполагает среднеэтажную жилую застройку; запроектированный дом имеет 9 надземных этажей и 1 подземный и относится к многоэтажной жилой застройке; многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6) относится к условно разрешенным видам использования земельного участка), а также отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, поскольку такое разрешение (постановление Администрации города Омска от 30.06.2015 N 821-п) было выдано применительно к земельному участку, имеющему иной кадастровый номер.
Возражая против указанного отказа, ЖСК "Уют" обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа кооперативу во внесении изменений в разрешение на строительство.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 21.14 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи.
Пунктами 3, 5 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является, в том числе несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи; несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 названной статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вынося оспариваемый отказ во внесении изменений в разрешение на строительство, департамент указал на то, что проектная документация не соответствует градостроительному плану вновь образованного земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка, а также отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, поскольку такое разрешение (постановление администрации города Омска от 30.06.2015 N 821-п) было выдано применительно к земельному участку, имеющему иной кадастровый номер.
Согласно части 21.7 статьи 51 ГрК РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса). Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса).
Частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ определено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10 статьи 57.3 ГрК РФ).
При этом в соответствии со частью 11 статьи 57.3 ГрК РФ в случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При прохождении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 01.07.2017, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 01.07.2017, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Таким образом суд апелляционной инстанции, учитывая, в том числе положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", сделал обоснованный вывод о том, что градостроительный план исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461 от 14.04.2015, предусматривающий возможность строительства спорного объекта, являлся актуальным на момент обращения кооператива в административный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство.
При этом довод подателя кассационной жалобы о том, что в отношении спорного земельного участка не выдавалось разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и обосновано отклонен как необоснованный, поскольку соответствующее разрешение уже было предоставлено постановлением Администрации города Омска от 30.06.2015 N 821-п, а межевание земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:7075, не привело к изменению параметров этого земельного участка и условий строительства, которые могли бы повлечь ограничение или утрату кооперативом права осуществлять строительство объекта.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное ЖСК "Уют" требование, признав незаконным отказ административного органа во внесении изменений в разрешение на строительство.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.10.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13706/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 01.07.2017, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 01.07.2017, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Таким образом суд апелляционной инстанции, учитывая, в том числе положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", сделал обоснованный вывод о том, что градостроительный план исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461 от 14.04.2015, предусматривающий возможность строительства спорного объекта, являлся актуальным на момент обращения кооператива в административный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2021 г. N Ф04-2473/21 по делу N А46-13706/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2473/2021
26.02.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13102/20
20.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10263/20
12.10.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13706/20