Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2021 г. N Ф04-2473/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А46-13706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13102/2020) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2020 по делу N А46-13706/2020 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению жилищно-строительного кооператива "Уют" (ИНН 5503253543, ОГРН 1145543044195, адрес: 644043, Омская область, город Омск, ул. Фрунзе, д.1, корпус 3, помещение 2П) о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644099, город Омск, ул. Гагарина, д. 32/1) во внесении изменений в разрешение на строительство, изложенного в письме от 23.07.2020 N 09-01/6651, и обязании в течение 5 рабочих дней внести изменения в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55- ru55301000-163-2016 в части указания земельного участка, на котором ведется строительство: с кадастровым номером 55:36:160103:7075, при участии в деле в качестве заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Проекттерра" (ОГРН 1145543035660, ИНН 5503252363, 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, корп. 3, пом. 1П),
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - представитель Бусс С.А. по доверенности от 16.02.2021 N 02/1142 сроком действия 1 год;
от жилищно-строительного кооператива "Уют" - представитель Макарьева Е.П. по доверенности от 15.05.2020 сроком действия 5 лет;
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Проекттерра", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Уют" (далее - ЖСК "Уют", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 23.07.2020 N 09-01/6651 отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент, уполномоченный орган, заинтересованное лицо) во внесении изменений в разрешение на строительство и обязании в течение 5 рабочих дней внести изменения в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проекттерра" (далее - ООО "Проекттерра", заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.10.2020 по делу N А46-13706/2020 заявление ЖСК "Уют" удовлетворено. Признан незаконным отказ департамента во внесении изменений в разрешение на строительство, изложенный в письме от 23.07.2020 N 09-01/6651. На уполномоченный орган возложена обязанность в течение 10 рабочих дней внести изменения в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016 в части следующего указания земельного участка, на котором ведется строительство: с кадастровым номером 55:36:160103:7075. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, уполномоченный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что при рассмотрении заявления кооператива департамент обязан был проверить соответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства по состоянию на дату выдачи градостроительного плана нового земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075. В результате проверки выявлено несоответствие. По мнению заинтересованного лица, важнейшее обстоятельство, которое подлежало установлению при рассмотрении настоящего дела, заключается в том, что ЖСК "Уют" обратился с заявлением в отношении нового земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075, в отношении которого по заявлению ООО "Проекттерра" получен новый градостроительный план от 15.06.2020 N РФ 55-2-36-0-00-2020-0075 и утвержден он после 01.07.2017. Ранее составленный градостроительный план исходного земельного участка утратил силу. Следовательно не подлежат применению в данном случае нормы Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ, а также норма части 11 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ): обстоятельства дела свидетельствуют об образовании нового земельного участка и получении нового градостроительного плана земельного участка.
Согласно чертежу градостроительного плана часть объекта незавершенного строительством расположена вне границ, в пределах которых разрешено было возведение объектов капитального строительства. Запроектированный дом не соответствует разрешенному виду использованию выделенного для этой цели земельного участка. В соответствии с пунктом 3 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство. При этом представленный кооперативом градостроительный план исходного земельного участка с кадастровым номером 55636:160103:5461 датирован 14.04.2015 и мог быть использован в течение периода времени до 14.04.2018.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо ООО "Проекттерра", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание, назначенное на 19.01.2021, не обеспечило. Судебное заседание начато в отсутствие заинтересованного лица.
Разбирательство по апелляционной жалобы департамента отложено на 18.02.2021 определением Восьмого арбитражного апелляционного суда при участии представителей ЖСК "Уют" и департамента.
28.01.2021 в материалы дела от кооператива поступили дополнительные документы, а именно - кадастровая выписка о земельном участке, градостроительные планы земельного участка, выписки из ЕГРН, разрешение на строительство от 20.05.2016, межевые планы от 08.10.2016, 30.04.2020, постановление администрации города Омска от 30.06.2015 N 821-п, заявление от 14.07.2020 о внесении изменений в разрешение на строительство, распоряжения департамента от 14.04.2015 N 820, от 12.04.2019 N 348, от 19.11.2019 N 1719, от 15.05.2020 N 612.
15.02.2021 департаментом в материалы дела представлены письменные пояснения по делу.
В состоявшемся по отложении 18.02.2021 в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ООО "Проекттерра" судебном разбирательстве по жалобе представителем департамента поддержаны доводы жалобы. Представитель ЖСК "Уют" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу. Поступившие от заявителя и заинтересованного лица документы приобщены в соответствии с правилами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Уют" запланировано строительство двух жилых домов на земельном участке площадью 11 200 кв. м с кадастровым номером 55:36:160103:5461, местоположение которого установлено в 40 м южнее относительно здания профилактория "Энергия" (г. Омск, ЛАО, ул. 5-я Марьяновская, д. 4/2). Для указанных целей кооперативом как арендатором и ООО "Проекттерра" заключен договор аренды указанного земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461.
20.05.2016 ЖСК "Уют" получено разрешение на строительство N 55-ru55301000-163-2016 с указанием в качества объекта строительства "Два девятиэтажных четырехподъездных жилых дома, на земельном участке, местоположение которого в 40 м южнее здания профилактория "Энергия", по ул.5-я Марьяновская, д.4/2. в Ленинском административном округе г. Омска" Жилой дом 2".
В процессе возведения жилого дома 2 в часть 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции пунктов 4, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 236-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три. Ввиду того, что ЖСК "Уют" до вступления в силу таких изменений не получило разрешение на строительство жилого дома 1, соответствующая возможность утрачена заявителем.
В связи с указанными обстоятельствами земельный участок площадью 11200 кв. м с кадастровым номером 55:36:160103:5461 разделен и поставлен на временный кадастровый учет в составе 2 вновь образованных земельных участков, а именно - 55:36:160103:5461(ЧЗУ1) общей площадью 5 600 кв. м и 55:36:160103:5461 (ЧЗУ2) общей площадью 5 600 кв. м.
12.10.2018 между ООО "Проекттерра" и ЖСК "Уют" заключен договор аренды N ЧЗУ 1 в отношении земельного участка 55:36:160103:5461 (ЧЗУ1). Соответствующие изменения внесены департаментом в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016.
Договоры аренды впоследствии расторгнуты, ООО "Проекттерра" обеспечено межевание земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461, в результате которого образовано 2 земельных участка с кадастровыми номерами 55:36:160103:7075 и 55:36:160103:7074. При этом параметры и границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075 соответствуют параметрам и границам земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461 (ЧЗУ 1), на котором осуществляется строительство объекта заявителем в соответствии с разрешением на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016.
01.06.2020 между ЖСК "Уют" и ООО "Проекттерра" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075.
17.07.2020 кооператив обратился в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016 в части указания земельного участка.
В письме от 23.07.2020 N 09-01/6651 департаментом дан ответ, которым отказано во внесении в разрешение соответствующих изменений. При этом уполномоченным органом указано, что проектная документация не соответствует градостроительному плану вновь образованного земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка, а также отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, поскольку такое разрешение (постановление администрации города Омска от 30.06.2015 N 821-п) было выдано применительно к имеющему иной кадастровый номер земельному участку.
Из письма следует, что согласно решению Омского городского совета "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области" от 10.12.2008 N 201, земельный участок, на котором запроектирован жилой дом, расположен в границах территориальной зоны жилой застройки средней этажности ЖЗ-2694.
В соответствии с информацией, указанной в пункте 2.2. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6) относится к условно разрешенным видам использования земельного участка. Согласно Классификатору видов разрешенного использования от 01.09.2014 N 540, утвержденному Министерством экономического развития Российской Федерации, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) включает в себя размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше.
Согласно сведениям ЕГРН от 21.07.2020 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075, на котором располагаемся объект, предполагает среднеэтажную жилую застройку. Запроектированный дом имеет 9 надземных этажей и 1 подземный, что, по мнению уполномоченного органа, не соответствует разрешенному виду использованию вышеуказанного земельного участка.
Считая решение департамента не основанным на законе, ЖСК "Уют" обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, вынесшего оспариваемого решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений урегулированы ГрК РФ, положения которого в ходе рассмотрения настоящего дела подлежат применению в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, то есть на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 5 части 1).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 21.5 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
На основании части 21.14 статьи 51 ГрК РФ в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи.
К заявлению о внесении изменений в разрешение на строительство прилагаются, среди прочего, правоустанавливающие документы на земельный участок, а также градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (пункты 1, 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ).
Перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство предусмотрен частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ. Так, в частности, согласно приведенной норме основаниями для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство являются, в том числе: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения (пункт 1); несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения (пункт 4); несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения (пункт 5).
В соответствии с частью 3 статьи 110 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Материалы дела свидетельствуют о том, что разрешение на строительство жилого дома выдано кооперативу (разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016).
В соответствии с частью 21.7 статьи 51 ГрК РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительством с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса). Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса).
Согласно части 11 статьи 57.3 ГрК РФ в случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При прохождении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10 статьи 57.3 ГрК РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что кооператив после раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461 продолжил строительство жилого дома на одном из этих участков (участке с кадастровым номером 55:36:160103:7075). При этом судом апелляционной инстанции учитывается то обстоятельство, что распоряжением департамента от 12.04.2019 N 348, изданным после раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461, в разрешение на строительство внесены изменения в части указания земельного участка 55:36:160103:5461 (учетный номер части 1) и площади такового (5 600 кв. м).
Распоряжением департамента от 19.11.2019 в разрешение на строительство внесены изменения в части указания объекта строительства и продлен срок действия соответствующего документа. Аналогичным распоряжением от 15.05.2020 департаментом согласовано внесение в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016 изменений в части срока действия документа.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что межевание земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461, из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:7075, на котором ЖСК "Уют" ведется строительство, не привело к изменению параметров данного земельного участка и условий строительства.
В обоснование решения департамент ссылается на часть 10 статьи 57.3 ГрК РФ, в соответствии с которой информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, об ограничениях использования земельного участка и т.д. (пункт 6 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что в градостроительном плане исходного земельного участка N RU 55301000-0000000000011230 с кадастровым номером 55636:160103:5461, датированном 14.04.2015, учтенном при выдаче разрешения на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016, содержится указание на то, что многоквартирные жилые дома средней этажности (5-10 этажей) в территориальной зоне жилой застройки средней этажности - зоне ЖЗ относились к основным видам разрешенного использования.
На момент выдачи разрешения на строительство от 20.05.2016 в решении Омского городского Совета "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" от 10.12.2008 N 201 к многоквартирным жилым домам средней этажности относились многоквартирные жилые дома этажностью - 5-10 этажей.
Для выдачи разрешения на строительство 20.05.2016 получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков не требовалось.
Согласно информации, указанной в пункте 2.2. составленного 15.06.2020 градостроительного плана земельного участка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6) относится к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Классификатором видов разрешенного использования от 01.09.2014 N 540, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации, предусматривается, что многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) включает в себя размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше.
Спорный объект имеет 9 надземных этажей и 1 подземный, что расценено департаментом как не соответствующие разрешенному виду использования земельного участка признаки.
На момент выдачи градостроительного плана N РФ-55-2-36-0-00-2020-0075 от 15.06.2020 земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:7075 согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" к среднеэтажной жилой застройке относится размещение многоквартирных домов этажностью не выше восьми этажей, к многоэтажной жилой застройке (высотная застройка) относится размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше, ввиду того, что проектируемый объект (дом) имеет 10 этажей, он относится к многоэтажной жилой застройке (высотная застройка) и в соответствии с Правилами землепользования в территориальной зоне жилой застройки средней этажности - зоне Ж-3 относится к условно разрешенному виду использования земельных участков. Таким образом, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) согласно градостроительному плану от 15.06.2020 N РФ-55-2-36-0-00-2020-0075 относится к условно разрешенным видам использования земельных участков и требует получения специального разрешения на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:7075.
Вместе с тем, несогласие департамента с доводами заявителя о соответствии характеристик возводимого объекта правовому режиму земельного участка не основано на положениях закона.
Как указано выше, ранее составленный градостроительный план земельного участка, на основании которого выдано разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016, датирован 14.04.2015.
Выше отмечено, что частью 10 статьи 57.3 ГрК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 373-ФЗ), предусматривается трехлетний срок действия информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для подготовки проектной документации, получения разрешения на строительство. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 01.07.2017, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 01.07.2017, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Следовательно, сведения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:5461 (исходного) от 14.04.2015, полученного кооперативом, актуальны и подлежат применению в срок не менее трех лет с 01.07.2017, то есть утрачивают правовое значение не ранее 01.07.2020.
Приложением N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 утверждены Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Поименованными Особенностями на один год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 ГрК РФ, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 01.01.2021.
Следовательно, при обращении в департамент с настоящим заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016 и при рассмотрении такового уполномоченным органом с учетом требований части 11 статьи 57.3 ГрК РФ учету подлежало содержание градостроительного плана земельного участка исходного земельного участка с кадастровым номером 55636:160103:5461 от 14.04.2015. Возложение на кооператив обязанности по получению иного градостроительного плана земельного участка, равно как и учет в качестве определяющих отраженных в таком документе признаков не соответствует приведенным выше положениям правового регулирования.
При этом также подлежит отклонению также довод департамента о том, что согласно чертежу градостроительного плана земельного участка часть возводимого объекта незавершенного строительством расположена вне границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства. Из письма департамента от 23.07.2020 N 09-01/6651 прямо следует, что ранее изданное постановление Администрации города Омска от 30.06.2015 N 821-п "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" является результатом согласования уполномоченным органом отклонения при возведении спорного объекта от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:160103:5461.
Из поименованного постановления следует (пункт 11), что предоставляется разрешение на отклонение от предельных параметром разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:160103:5461, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание профилактория "Энергия". Участок находится примерно в 40 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица 5-я Марьяновская, дом 4/2. Отклонение разрешено в части уменьшения минимального отступа от красной линии до зданий, строений, сооружений до 2 м.
Таким образом, в установленных фактических обстоятельствах возражения департамента против данного ранее согласия на отклонение строительства от предельных параметров не расценивается как достаточное правовое основание для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от 20.05.2016 N 55-ru55301000-163-2016.
Учитывая, что ни одно из приведенных уполномоченным органом оснований для отказа в удовлетворении заявления кооператива не основано на законе и не соответствует обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования кооператива, суд первой инстанции принял по делу законное решение (статья 201 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно - для принятия во внимание доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения департамента от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2020 по делу N А46-13706/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13706/2020
Истец: Жилищно-строительный кооператив "УЮТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: ООО "ПРОЕКТТЕРРА"
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2473/2021
26.02.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13102/20
20.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10263/20
12.10.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13706/20