г. Тюмень |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А03-20576/2019 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медснабгрупп" на решение от 01.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 20.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Логачев К.Д., Павлюк Т.В.) по делу N А03-20576/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медснабгрупп" (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пушкина, дом 21, офис 207, ОГРН 1172225027633, ИНН 2225183685) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ОГРН 1022201518547, ИНН 2221022528) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медснабгрупп" (далее - общество, ООО "Медснабгрупп) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 22.11.2019 по делу N 022/04/14.32-941/2019 о назначении административного наказания об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 01.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 20.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела признать незаконным оспариваемое им постановление.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения; антимонопольным органом допущены существенные нарушения привлечения общества к административной ответственности; управление формально отнеслось к рассмотрению ходатайства общества о переносе составления протокола об административном правонарушении; постановление было составлено должностным лицом управления без надлежащего извещения потерпевшего.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением управления от 06.12.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 16-ФАС22-АМ/06-18 ООО "Медимком-Алтай" и ООО "ЛабМед" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем заключения устного соглашения и участия в нем, приводящего к поддержанию цен при проведении электронных аукционов N 0317100032917000331, N 0317100032918000008 (пункт 1); ООО "Медимком-Алтай", ООО "Медснабгрупп" и ООО "ЛабМед" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения устного соглашения и участия в нем, приводящего к поддержанию цен при проведении электронного аукциона N 0817200000318001165 (пункт 2); указано на выдачу названным обществам предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем недопущения соглашений с целью поддержания цен при участии в торгах (закупках), проводимых государственными и муниципальными заказчиками (пункт 3); выдано предписание от 06.12.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании указанного решения уполномоченным должностным лицом управления оставлен протокол от 11.11.2019 и вынесено постановление от 22.11.2019 по делу N 022/04.14.32-1061/2019, в соответствии с котором ООО "Медснабгрупп" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, ему определена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ суды двух инстанций установили, что группой хозяйствующих субъектов, в состав которой входило общество, при совместном участии в торгах на поставку медицинского оборудования (изделий, материалов), проходивших на территории Алтайского края, заключено и реализовано устное антиконкурентное соглашение, которое привело к подержанию цен на торгах.
Признавая доказанным совершение ООО "Медснабгрупп" недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий, судами в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ учтены обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А03-3059/2019 об отказе в удовлетворении требований обществ, в том числе ООО "Медснабгрупп", о признании недействительным решения антимонопольного органа от 06.12.2018 N 16-ФАС22-АМ/06-18.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих факт принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства при участии в торгах, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не нарушены.
Суды, установив, что управлением было рассмотрено заявленное обществом ходатайство о переносе даты составления протокола, о чем вынесено определение о рассмотрении ходатайства от 11.11.2019 N 4694/5; дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителя общества; письмом от 11.11.2019 N 5333 краевое государственное бюджетное учреждение "Краевая клиническая больница" сообщило антимонопольному органу о возможности составления протокола и привлечения к административной ответственности ООО "Медснабгрупп" без участия потерпевшего, обоснованно отклонили доводы общества о существенном характере допущенных административным органом нарушений привлечения общества к административной ответственности.
Административное наказание в виде штрафа назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, так же как и положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления управления.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
...
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих факт принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства при участии в торгах, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
...
Административное наказание в виде штрафа назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, так же как и положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2021 г. N Ф04-1706/21 по делу N А03-20576/2019