г. Тюмень |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А67-7037/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" на решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) по делу N А67-7037/2020 по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора (634050, город Томск, улица Белинского, дом 14, ИНН 7021018851, ОГРН 1027000905645) к акционерному обществу "Сибирская Аграрная Группа" (634537, Томская область, Томский район, 12-ый километр (тракт Томск-Итатка), строение 2, ИНН 7017012254, ОГРН 1027000764647; 634506, город Томск, поселок Светлый, дом 58а, а/я 243) о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" - Новоселова М.С. по доверенности от 24.08.2020, Крашенинникова Ю.В. по доверенности от 26.12.2020;
исполняющий обязанности Томского межрайонного природоохранного прокурора Бирюлин Д.В. путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Бутенко Е.И.).
Суд установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 09.11.2020 Арбитражного суда Томской области общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Определением от 22.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба общества на указанное решение возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд не учел, что переработка свиного навоза в целях размещения получившегося удобрения на собственных полях общества не является предпринимательской деятельностью; при проведении работ по обезвреживанию спорных отходов в отсутствии соответствующей лицензии общество руководствовалось официальными разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), изложенными в письме от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, и письменным ответом прокуратуры Новосибирской области от 26.03.2021 на запрос общества.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.09.2020 основным видом деятельности общества является разведение свиней; 22.08.2018 ему выдана лицензия N (70)-5902-Т/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов (виды работ: транспортирование отходов IV класса опасности; обработка отходов III класса опасности; место осуществления деятельности: Томская область, Томский район, 12 км по тракту Томск-Итатка).
На основании поручения прокуратуры Томской области от 25.05.2020, решения прокурора от 15.06.2020 заместителем прокурора была проведена проверка соблюдения обществом законодательства при обращении с отходами производства, в ходе которой установлено, что при осуществлении основного вида деятельности образуются отходы III класса опасности (навоз свиней свежий), после обработки которого образуются и обезвреживаются отходы IV класса опасности (жидкая и твердая фракции сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления) в отсутствие в вышеуказанной лицензии вида работ: обезвреживание отходов IV класса опасности.
По результатам проверки прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.09.2020 и направлено в суд заявление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив наличие в деянии общества нарушения требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), привлек его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Между тем судом не учтено следующее.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с Технологическим регламентом "Обработка свиного навоза, обезвреживание жидкой и твердой фракции сепарации свиного навоза", утвержденным руководителем общества в 20202 году, отход свиней свежий, образованный в племенном цехе и животноводческом цехе N 2 по самотечному коллектору поступает на насосную станцию, далее под давлением направляется в насосную камеру, в здание фильтрации, где происходит разделение отхода (обработка) на жидкую и твердую фракции. Жидкая фракция направляется в накопитель при насосной станции, затем поступает в пруд-накопитель, где происходит естественная биологическая очистка с добавлением биопрепаратов. Твердая фракция собирается в транспортере для накопления, впоследствии вывозится трактором в навозохранилище, где обеззараживается (обезвреживается). После обезвреживания жидкая и твердая фракции сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления используются в качестве органического удобрения для повышения урожайности и структуры почвы, обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и ветеринарных требований. Использование органического удобрения на основе навоза ведет к производству продукции (зерно, травы), создает кормовую базу для предприятия. Таким образом, на предприятии сформирован законченный цикл производства работ от процессов выращивания животных до производства кормов.
Из материалов настоящего дела также усматривается, что общество использует продукты, образующиеся в результате его хозяйственной деятельности (органические удобрения - жидкая и твердая фракции сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления) для собственных нужд по целевому назначению в качестве удобрения при ведении растениеводства.
Доказательств осуществления обществом приема органических отходов от иных лиц в целях дальнейшей переработки (обезвреживания) за соответствующую плату или реализации образующихся в результате его производственной деятельности отходов сторонним организациям не имеется.
При этом в письме Минприроды России от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, которое является общедоступным вследствие размещения в справочно-правовых системах, разъяснено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
В силу пунктов 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо прочих, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства.
Вытекающее из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требование определенности правового регулирования предполагает, что механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ
С учетом вышеизложенного привлечение общества к административной ответственности за осуществление деятельности по обезвреживанию отходов IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии является необоснованным.
При таких обстоятельствах решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Томской области подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного прокурором требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7037/2020 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Томского межрайонного природоохранного прокурора о привлечении акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.